Выступление генерального директора Apple Тима Кука на 40-й Международной конференции по защите данных и конфиденциальности стало тревожным звонком, предупреждающим о том, что наши персональные данные активно собираются, обрабатываются, покупаются и продаются.
«Принадлежащая нам информация – от повседневной до глубоко личной – используется против нас с поистине боевой эффективностью, – цитирует Кука TechCrunch. – В результате процесса, который уже доведен до совершенства, создается цифровой профиль, позволяющий компаниям узнать вас лучше, чем вы знаете себя сами. Ваш профиль доступен набору алгоритмов, которые обрабатывают сведения о вас все более агрессивно, причиняя вред нашим безвредным предпочтениям. Последствия этого не стоит недооценивать. За нами следят повсюду».
Заявление довольно мрачное. Некоторые, впрочем, могут подумать, что Кук просто печется о собственных интересах. Бизнес-модель Apple заключается в продаже дорогих устройств, а не в монетизации ваших данных. Компания прилагает все усилия к тому, чтобы собирать как можно меньше данных, шифруя при этом как можно больше, и стремится анализировать данные (для Siri, Photos и т.д.) непосредственно на устройствах. На странице, посвященной конфиденциальности, преобладают не юридические, а маркетинговые термины, подчеркивающие, насколько Apple уважает тайну вашей частной жизни. И крики генерального директора компании о том, что из-за нарушения конфиденциальности «небо рухнет на землю», лишь помогают Apple продавать свои продукты. Не так ли?
Тим Кук прав
В тот же день, как будто сговорившись, New York Times опубликовала историю о термометре Kinsa. Обладателями этого термометра являются полмиллиона домохозяйств, а он, между тем, собирает данные о том, у кого температура повышена, а у кого нет, и продает их разным агрегаторам рекламы вроде Clorox, которые уже бомбардируют вас целевыми рекламными предложениями.
Ай-яй-яй, вы плохо себя чувствуете? Позвольте мне уведомить об этом моих рекламодателей, которые расскажут вам о дезинфицирующих салфетках… |
В сегодняшнем мире умных гаджетов, простудившись, вы даже не можете измерить себе температуру без того, чтобы данные об этом не были собраны и проданы! И тут заявления Кука о так называемом «промышленном комплексе данных» уже не кажутся такими надуманными.
Что можно сделать?
Простое следование призыву покупать продукты Apple вряд ли поможет защитить ваши данные. Помимо того, что практически все они стоят очень дорого, компания еще и не собирается существенно расширять спектр своих устройств. В ближайшее время ждать от Apple умного термометра уж точно не приходится. Так что же нам делать?
В своем выступлении Кук обратился к регуляторам в США с просьбой защитить тайну частной жизни граждан. Для этого нужно придерживаться четырех правил: минимизировать объем собираемых о пользователях данных, обеспечить прозрачность самого факта и характера сбора, предоставить пользователям доступ к собранным о них данных и потребовать от компаний защитить данные о клиентах.
В одном из своих редких твитов Тим Кук похвалил GDPR и призвал к регулированию вопросов конфиденциальности в США |
Все это очень напоминает закон GDPR, принятый в Евросоюзе. Неудивительно, что Кук похвалил в Twitter этот закон, назвав его примером удачной политики и проявлением политической воли.
Поддержка таких законодательных инициатив в США станет огромных шагом на пути к защите конфиденциальности. Даже если вы не проживаете в США, принятие соответствующего закона все равно вас затронет, если учесть, какое число крупных технологических компаний находится в Соединенных Штатах и каково влияние рынка США на потребителей высокотехнологичных продуктов. Политика, проводимая здесь, найдет отражение в самых разных уголках мира.
Между тем, возможно, вам просто не стоит покупать гаджеты, подключаемые к сети, если в этом нет острой необходимости, или попробовать отключить сетевые интерфейсы, если вы ими не пользуетесь. К примеру, если вы не используете функции «smart TV», просто отключите их.