Несмотря на засилье ветеранов Oracle, в Salesforce не перестают заигрывать с конкурирующими СУБД, и, судя по сообщениям, поставщик сервисов SaaS добился «значительного прогресса» в процессе перехода от продуктов Oracle к своей собственной СУБД. Не последнюю роль в этом играют инвестиции в лидера в сегменте NoSQL, компанию MongoDB, а также давний интерес к PostgreSQL.
С учетом того, что Кремниевая долина находится в авангарде перемен, измена Salesforce привычным средствам Oracle может стать свидетельством или, по крайней мере, толчком для полномасштабной смены компаниями своих предпочтений при принятии решений о выборе корпоративной СУБД.
Oracle доминировала в отрасли СУБД на протяжении десятилетий, используя свой вес для проникновения в сферу корпоративных приложений и на другие смежные рынки. Однако в последнее время колеса ее поезда, двигавшегося по накатанной колее, стали пробуксовывать. «Несмотря на то, что Oracle продолжает занимать лидирующие позиции на рынке СУБД, начиная с 2013 года ее доля неуклонно сокращается, – заметил аналитик Gartner Мерв Адриан. – Единственное, что удерживает этот поезд от остановки – сила инерции. Когда большие средства уже инвестированы в проектирование схемы, физическое размещение данных, сетевую архитектуру и прочее, создававшееся на базе какого-то конкретного инструмента, отказаться от него не так просто». В Gartner это называют «сплетением».
Подобное сплетение особенно характерно для Salesforce. После почти двух десятилетий инвестиций в Oracle, разрыв может оказаться очень болезненным. Но несмотря на это и несмотря на заключенную в 2013 году между Salesforce и Oracle мегасделку, которая должна была забетонировать зависимость Salesforce от гиганта отрасли баз данных на последующие девять лет, в Salesforce никогда не прекращался поиск альтернатив.
Причина? Стремление обеспечить суверенитет данных. Даже если бы Oracle не являлась грозным конкурентом Salesforce (а по сути, так оно и есть), наличие поставщика – любого поставщика – контролирующего критическую часть технической инфраструктуры компании, неизбежно снижает ее гибкость.
К свободе выбора
Учитывая все это, Salesforce ищет альтернативы Oracle. И если попытки создания своей собственной СУБД начались относительно недавно, то поиск конкурирующих СУБД продолжается уже много лет. В последнее время предпочтение здесь отдается MongoDB. Совсем недавно Salesforce приобрела почти 45 тыс. акций MongoDB, а первые инвестиции состоялись, когда MongoDB еще была частной компанией. В инвестиционном портфеле Salesforce доля MongoDB составляет 6% и является второй по величине.
На протяжении многих лет Salesforce активно инвестировала в целый ряд стартапов, используя эти вложения, чтобы держать руку на пульсе развития рынка (и теснить конкурентов). Приобретя доли в Twilio, Jitterbit и SessionM, Salesforce вложила десятки миллионов долларов и во многие другие компании.
Как видите, инвестиции в MongoDB не являются чем-то экстраординарным.
В действительности инвестиции Salesforce в MongoDB находятся на грани погрешности округления текущей рыночной капитализации MongoDB, которая оценивается в 1,9 млрд долл. Но даже с учетом этого стремление поставщика SaaS вложить деньги в конкурента Oracle свидетельствует о его интересе к происходящему за пределами лагеря Oracle. И в этом он не одинок: у MongoDB насчитывается более 6 тыс. клиентов, что говорит об активном поиске фундамента для современных приложений вне Oracle.
Помимо MongoDB, Salesforce прорабатывает и другие варианты, которые могли бы нарушить доминирование Oracle.
Долгое заигрывание с PostgreSQL
Разработка Salesforce замены СУБД Oracle собственными силами может базироваться на PostgreSQL – продукте, с которым Salesforce заигрывает, начиная с 2012 года. В 2013 году Salesforce наняла Тома Лейна, многообещающего разработчика PostgreSQL. В том же году в компанию пришло еще несколько специалистов в этой области и даже сегодня Salesforce публикует десятки вакансий, где от кандидатов требуется опыт работы с PostgreSQL. Подобно тому, как Facebook, Google и другие интернет-гиганты сформировали MySQL для удовлетворения своих агрессивных запросов к масштабированию, Salesforce может приспособить PostgreSQL к своим нуждам, избавившись таким образом от зависимости от Oracle.
Есть ли вероятность того, что выбор Salesforce падет на MongoDB или какую-то другую СУБД NoSQL-типа? Безусловно, но скорее всего компания предпочтет все же модифицировать PostgreSQL в силу целого ряда причин.
- Несмотря на то, что MongoDB лицензируется как программное обеспечение с открытым кодом (публичная лицензия AGPL 3), возникает вопрос, может ли Salesforce в рамках этой лицензии вносить в код необходимые ей изменения и запускать его в качестве публичного сервиса, не передавая внесенных изменений обратно MongoDB (маловероятно, что компания пойдет на это) и не выплачивая ей крупную неустойку (что тоже маловероятно).
- Хотя MongoDB и является отличной СУБД (раскрою секрет: мне на протяжении нескольких лет довелось поработать с ней), она не настолько похожа на Oracle, как PostgreSQL. Конечно, PostgreSQL никоим образом не является заменой продуктам Oracle, но разработчик или администратор баз данных, знакомый с СУБД Oracle, найдет ее весьма похожей на PostgreSQL.
- Безусловно, в Oracle могут заявлять, что все это их совершенно не волнует, но рейтинг DB-Engines, характеризующий популярность СУБД, свидетельствует об обратном. На протяжении многих лет PostgreSQL находится на подъеме, в то время как интерес к Oracle и MySQL (СУБД корпорации с открытым кодом), напротив, затухает. Сегодня PostgreSQL прочно удерживает за собой четвертое место, а MongoDB располагается сразу за ней. И, побеседовав с представителями стартапов и корпоративных гигантов Кремниевой долины, вы сразу заметите, что у PostgreSQL есть серьезный потенциал для рывка, причем ситуация эта сохраняется на протяжении уже нескольких лет.
А такой вожак, как Salesforce, вполне способен реализовать этот потенциал. Если Salesforce перейдет на PostgreSQL или модифицированный вариант этой СУБД – или даже отдаст предпочтение какой-то несвязанной с PostgreSQL адаптированной базе данных – для организаций, входящих в перечень Global 2000, это станет серьезным сигналом к тому, что эпоха доминирования Oracle заканчивается.