США против Google: как они дошли до такой жизни

В Google уже успели объявить иск минюста США "глубоко ошибочным"


16:30 22.10.2020  (обновлено: 10:57 26.10.2020)   |   8116 |  Стивен Воган-Николс |  Computerworld, США

Рубрика Индустрия



Демонизация крупных технологических компаний входит в моду, но того, что американское правительство разорвет Google, ждать не стоит.

Министерство юстиции США хотело бы ослабить железную хватку Google в области поиска и поисковой рекламы. Но даже если именно это является конечной целью направленного против Google антимонопольного иска, не стоит ждать, что правительство (или ненавистники Google) получит то, что хочет.

На протяжении многих лет министерство юстиции и 11 возглавляемых республиканцами штатов стремились свергнуть Google с пьедестала и лишить ее лидерства в сфере поисковых технологий. И вот теперь заместитель генерального прокурора Джеффри Розен утверждает, что Google нарушила второй раздел закона Шермана. Это следует из результатов исследования «платформ, занимающих ведущее положение на рынке», и их конкурентных практик, которое проводилось в 2019 году. Те, кто давно следят за событиями в технологической сфере, наверное, помнят, что последний случай применения закона Шермана против крупной технологической компании произошел в 1998 году, когда минюст США использовал его положения против Microsoft.

Что говорят в министерстве юстиции

Минюст в своем иске, направленном в окружной суд федерального округа Колумбия, утверждает, что Google подписала многочисленные соглашения об исключениях, которые в совокупности своей блокируют доступ пользователей к альтернативным поисковым и прочим интернет-технологиям. Каким образом? За счет требования того, чтобы именно поисковая система Google устанавливалась на миллиардах мобильных устройств и компьютеров по всему миру, и запрета предустановки продуктов конкурентов. В жалобе, в частности, говорится, что Google незаконно сохраняла монополию в области поиска и поисковой рекламы путем:

  • заключения эксклюзивных соглашений о запрете предварительной установки любых конкурирующих поисковых средств;
  • достижения других договоренностей, которые предусматривают предустановку поисковых приложений в основное хранилище мобильных устройств и придание им статуса неудаляемых независимо от пользовательских предпочтений;
  • заключения с Apple долгосрочных соглашений, в которых именно поисковым технологиям Google отводится роль главного поискового сервиса в браузере Safari и других поисковых инструментах Apple;
  • использования прибыли, получаемой от своего монопольного положения, при покупке льгот для своей поисковой технологии на устройствах, в среде браузеров и в других точках доступа к поисковым средствам и формирования непрерывного и самоподдерживаемого цикла монополизации.

А что же защита Google? «Сегодняшний иск министерства юстиции глубоко ошибочен, – говорится в заявлении адвокатов компании. – Люди используют поисковые средства Google просто потому, что они им нравятся, а не в силу принуждения или блокирования альтернативных вариантов».

В чем-то они правы. Действительно, Google доминирует в поисковой сфере. По последним данным StatCounter, 88,14% всех поисковых операций в США выполняется средствами Google. На втором месте находится Microsoft Bing (6,67%), далее – Yahoo (3,19%) и наконец – DuckDuckGo (1,67%).

Поэтому в министерстве юстиции заявляют: «Пару десятков лет тому назад Google был любимчиком Кремниевой долины, стартапом, предложившим инновационный способ поиска в растущем Интернете. Но те времена  в далеком прошлом. Сегодня Google – монопольный узурпатор Интернета и одна из самых богатых компаний на планете».

Означает ли это, что Google сохраняет монополию потому, что принуждает компании пользоваться ее услугами, или же она просто опережает конкурентов в поисковой сфере, а следовательно, и в сфере поисковой рекламы? Ответ очень прост. Google лучше других.

Путь Google к доминированию в поисковой сфере

Лично я еще в 1970-х годах использовал поисковые технологии и самые первые онлайновые базы данных: NASA RECON и Dialog. Затем им на смену пришли ProQuest и OCLC. В эпоху того Интернета, в котором еще не было Всемирной паутины, я освоил Archie, Gopher и WAIS. Задолго до того, как в 1998 году Ларри Пейдж и Сергей Брин основали Google, я уже был экспертом по Alta Vista, Excite и Lycos.

А вслед за этим на сцену вышла Google.

Благодаря системе PageRank, оценивавшей соответствие веб-страниц запросам путем анализа не только ключевых слов, но и количества релевантных страниц, которые были с ними связаны, Google быстро потеснила всех конкурентов. И двадцать лет назад она уже выполняла поисковые задания лучше, чем это делали ее конкуренты.

Впоследствии Google использовала достигнутый успех для заключения выгодных сделок с другими компаниями. Определенная ирония судьбы прослеживается в том, что министерство юстиции преследует Google за партнерство с главным конкурентом Android – Apple с ее iPhone. Компания Apple будет конкурировать с Google повсеместно, но она понимает, что не сможет построить собственную поисковую систему, которая окажется лучше поисковой системы Google. А если бы могла, то давно уже сделала бы это.

В своем иске миниюст утверждает, что «это только начало». Правительство также намерено повлиять на Google, и «ничего нельзя исключать», когда речь заходит об устранении «вреда», причиненного ведением антиконкурентного бизнеса на протяжении десяти лет и более.

Трудно ли конкурировать с Google? Цифры говорят сами за себя. Но все потому, что компания чертовски хорошо проявляет себя в том, что она делает.

Использует ли Google данные пользователей для улучшения работы своей поисковой системы и рекламы? Да, использует. Однако действия эти направлены не на нарушение конфиденциальности, а на укрепление весьма прибыльного рекламного бизнеса Google.

Два года назад Еврокомиссия оштрафовала Google более чем на 8 млрд долл. за различные нарушения в сфере рекламы. И хотя министерство юстиции США придерживается того же подхода, Google уже отказалась от наиболее вопиющих притеснений. Сюда относятся положения об эксклюзивности, запрещавшие компаниям размещать в результатах поиска поисковую рекламу конкурентов Google, и положение Premium Placement, закреплявшее наиболее ценное место на странице за рекламой Google AdSense.

Справедливо и то, что Google стала гораздо агрессивнее использовать собственные поисковые страницы для давления на собственных приоритетных партнеров. Как заметил недавно Джеффри Фаулер в статье, опубликованной в The Washington Post, если вы ищете в поисковой системе Google, например, футболку, реальные результаты поиска в первых трех строках не появятся совершенно точно – место в них зарезервировано для рекламы. А возможно, их не будет и в строках с четвертой по восьмую. Таким образом, реальные результаты отображаются лишь в девятой строке.

Да, задать хорошую трепку Google явно не помешало бы. Но как быть с антимонопольным иском? Где та черта, за которой его воздействие окажется ощутимым? Какого-то четкого водораздела здесь нет, что побуждает нас вернуться к предыдущей ситуации – борьбе министерства юстиции с Microsoft.

Параллель с Microsoft?

Если говорить кратко, то ситуация сегодня отличается от того, что происходило когда-то с Microsoft. В 1990-е годы Microsoft успешно устранила своего главного конкурента на поле веб-браузеров – компанию Netscape, встроив Internet Explorer в Windows, а затем добившись доминирующего положения Windows в продукции всех производителей ПК. Сегодня никто не заставляет клиентов использовать технологии Google. (А DuckDuckGo делает конфиденциальность приоритетным параметром одним нажатием кнопки.)

Хотя министерство юстиции и выиграло в свое время дело у Microsoft, никакого реального значения это не имело. Попробуйте вспомнить, когда вы в последний раз обращались к браузеру Netscape?

Когда речь заходит о Google, большинство людей беспокоят вопросы конфиденциальности. Но это связано в основном с рекламой. Давление же на Google обусловлено политикой, которая уже довольно давно выстраивается в том направлении, которое мы наблюдаем сегодня.

Администрация Трампа хотела бы наказать Google за так называемые антиконкурентные действия. (Два года назад советники Трампа начали говорить о том, чтобы подвергнуть поисковую систему Google жестким мерам государственного регулирования).

Еще до подачи иска многие сотрудники министерства юстиции заявляли, что готовы предъявить Google обвинения. Но генеральный прокурор Уильям Барр решил взять все в свои руки, дав делу ход. Причем все генеральные прокуроры штатов, поддержавшие этот иск, являлись членами республиканской партии.

Два года назад Google исключила из своего кодекса поведения фразу «Не будь злым». Но есть зло маленькое, а есть Зло большое. И сегодня администрация Трампа демонстрирует, что готова оказывать давление на крупные технологические компании, не боясь атаковать Google за две недели до президентских выборов в США.

В любом случае попытка выстроить баланс сил против Google скорее всего ни к чему не приведет. В крайнем случае Google заплатит незначительный (для себя) штраф и немного скорректирует свои рекламные контракты. Задача же установления контроля над крупными технологическими компаниями, будь то Facebook, Apple или кто-то другой, требует прихода другой, более разумной и подкованной в технологических вопросах и вопросах управления бизнесом администрации.


Теги: Государство, общество и ИТ показывать на главной Самое интересное Android Google Конкуренция Поиск в Интернете
На ту же тему: