Как отметил Константин Макаренков, аналитик IDC, российский ИТ-рынок в целом в 2017 году показал очень неплохие результаты: по темпам роста (14% в долларовом выражении) он занял второе место в мире после Сингапура. В IDC предсказывают, что в ближайшие несколько лет устойчивый, хотя и незначительный рост сохранится, и к 2021 году объем российского ИТ-рынка приблизится к 25 млрд долл. Правда, к 35 млрд долл. рекордного 2013 года приблизиться удастся нескоро, при этом, что существенно, структура продаж будет меняться — поставки оборудования замрут в районе 10 млрд долл., а рост будет достигаться за счет услуг, инфраструктуры и ПО.
Российский рынок устройств печати вырос на 5,7% в количественном выражении (до 2,4 млн) и на 18,5% — в денежном (до 592,7 млн долл.). Год назад аналогичные показатели составили 0,4% и 10,6%, так что тенденция роста интереса к более дорогим устройствам налицо. Правда, она не совсем «добровольная» — многие компании сворачивают продажи младших монохромных моделей, на которых невозможно заработать — ни на самих устройствах, ни на расходных материалах к ним.
Позиции Kyocera в сегментах монохромных и цветных лазерных устройств формата A4 очень крепки — второе место после HP как в количественном, так и в денежном выражении. Что касается продаж лазерных устройств формата A3, то по числу проданных монохромных принтеров и МФУ компания по-прежнему вне конкуренции (36%), хоть и потеряла почти 6%, а вот в денежном исчислении лишь третья (падение продаж составило 4,5%). В «цветном» сегменте она и вовсе отдала лидерство, причем в денежном выражении показала лишь шестой результат.
В ближайшем будущем, до 2021 года, продажи принтеров и МФУ в России будут расти, хотя и не быстро. Поскольку показатель «инсталлированная база устройств на душу населения» у нас по-прежнему в два — два с половиной раза ниже, чем в Германии, Франции и Британии, то, как полагает Макаренков, определенная потребность в новой технике есть. С другой стороны, этот показатель в 2017 году в большинстве регионов упал (только во Франции он остался на уровне 2016 года); возможно, при нынешнем уровне цифровизации работы с документами дальнейший рост количества техники не очень и нужен.
Впрочем, все последние годы Kyocera, как и ее конкуренты, основную надежду возлагает не на поставки устройств (и даже расходных материалов), а на услуги в области организации процессов печати и сопутствующих бизнес-процессов. По мнению Макаренкова, российские заказчики, в том числе госструктуры, понемногу разворачиваются в сторону аутсорсинга. Это, как полагают в IDC, связано с тем, что заказчики начинают грамотно подсчитывать реальные издержки на печать, а не только затраты на устройства и расходные материалы. Ожидается, что к 2021 году отечественный рынок услуг в области печати достигнет 200 млн долл.; правда, две трети его объема традиционно составляют «базовые услуги» (поставки, удаленный мониторинг, биллинг). На услуги более сложные приходится лишь треть, и это соотношение практически не меняется. В глобальном масштабе объем услуг в области печати, для сравнения, к 2021 году вырастет до 48 млрд долл., из них 20 млрд составят услуги по управлению печатью и документооборотом.
Тарик Альхаурани, директор по развитию бизнеса компании в России, традиционно говоря о важности развития бизнеса в области услуг, подчеркнул возможности, предоставляемые решениями Kyocera (безопасная печать, печать через облако и т. д.). Однако, в отличие от прошлых лет, прогнозов на год не давал. Вероятно, это связано с тем, что с нового финансового года, который у компании начнется в апреле, в зону ответственности Kyocera Document Solutions Russia должен будет войти ряд стран СНГ — Казахстан, страны Средней Азии, Белоруссия и Армения. Передачу новых территорий в зону ответственности московского офиса в компании считают признанием успешности работы, но какие-либо прогнозы относительно развития бизнеса делать отказываются.