Ближайшие два года станут переломными в плане цифровой трансформации — таковы настроения респондентов, опрошенных экспертами Forbes Insights. Около половины (49%) из 573 топ-менеджеров, принявших участие в исследовании «Как выиграть в ходе цифровой трансформации: наблюдения и выводы глобального опроса топ-менеджеров» («How to Win at Digital Transformation: Insights from a Global Survey of Top Executives»), организованного совместно с компанией Hitachi Data Systems, высказали уверенность в том, что их организациям в предстоящие пару лет предстоит пережить серьезные изменения, связанные с освоением новейших информационных технологий и с адаптацией бизнеса к новым цифровым реалиям.
Цифровая трансформация затронет практически все отрасли. |
Аналитики уверены, что цифровая трансформация затронет практически все отрасли и коснется не только первопроходцев-новаторов вроде Uber и Airbnb, но и все другие организации, включая лидеров в своих сегментах, — им придется меняться, чтобы обеспечить конкурентоспособность в долгосрочной перспективе. В противном случае им на смену придут компании, изначально нацеленные на использование новых цифровых возможностей.
Уже сегодня 45% опрошенных заявили, что их организации достаточно далеко продвинулись в русле цифровой трансформации и считают, что достигли серьезного или лидирующего уровня в этой области. И 55% опрошенных признались, что их компании находятся лишь в начале цифровых преобразований либо эти изменения касаются отдельных направлений бизнеса, а не организацию в целом. При этом 32% рассчитывают осуществить цифровые изменения в ближайшие пару лет, 42% — менее чем за год и 27% — более чем за два года. Около 61% опрошенных топ-менеджеров считают, что предстоящие изменения будут значительными.
Эксперты Forbes Insights сформулировали пять шагов, которые помогут предприятиям успешно пройти по тернистому пути цифровой трасформации бизнеса.
1. Определение правильных стратегических и инвестиционных приоритетов
Топ-5 инвестиционных приоритетов бизнеса. Источник: Forbes Insights |
Руководителям организаций следует учитывать, что изменения не удастся провести одномоментно, особенно это касается крупных предприятий, поскольку предстоит изменить не только бизнес-модель и процессы, но также корпоративную культуру и менталитет сотрудников.
Кроме того, многим предстоит серьезно пересмотреть инвестиционные приоритеты. Около 51% респондентов оценили инвестиции в новые технологии как приоритет №1 в области инвестиций на ближайшие два года, столько же топ-менеджеров заявили о том, что планируют инвестировать в расширение использования данных и возможностей бизнес-аналитики.
2. Поиск новых бизнес-моделей и инноваций — движущих сил преобразований
По мнению ИТ-руководителей, участвовавших в опросе, именно поиск новых бизнес-моделей станет движущей силой преобразований в бизнесе — так считают 46%, тогда как 43% полагают, что именно технологии выступят в этой роли.
Ключевые внешние движущие силы цифровой трансформации. Источник: Forbes Insights |
Одним из решающих факторов станет поиск новых бизнес-моделей, которые могли бы оказаться перспективными в данном секторе рынка, в том числе тех, что используют новые игроки, изначально нацеленные на использование возможностей новых технологий. Особое внимание следует обратить на новые бизнес-модели, которые могут быть внедрены в рамках партнерских альянсов и экосистем. К сожалению, взгляды большинства (57%) компаний, проводящих цифровую трансформацию, устремлены внутрь себя, тогда как очень важное значение сегодня получают экосистемы, объединяющие конкурентов, новых игроков, а также отраслевые ассоциации и консорциумы.
Еще одной движущей силой преобраований станут инновации — 46% опрошенных уверены, что способность осваивать их с выгодой для бизнеса станет ключевым показателем успеха цифровых преобразований, тогда как 43% считают, что таким показателем должно стать снижение расходов.
3. Использование возможностей данных и аналитики
Подавляющее большинство — 91% респондентов — заявили, что использование данных и аналитики способствовало увеличению доходов их организаций. Почти треть (31%) считают, что благодаря им доходы увеличились на 5% и более.
При этом одним из ключевых направлений использования данных и аналитики станет улучшение клиентского опыта — данные о клиентах и их углубленный анализ станут основой для развития сегментации клиентов, омниканального взаимодействия и подготовки персонифицированных предложений.
4. Освоение цифровых технологий в масштабах всего предприятиям
Ключевые технологии цифровой трансформации Источник: Forbes Insights |
В принятии решений, касающихся внедрения цифровых технологий, согласно данным респондентов, вовлекается 62% генеральных директоров компаний, 43% технических и 40% ИТ-руководителей. Вместе с тем, в 43% организаций команды, в которые входят представители различных структурных подразделений, недостаточно глубоко вовлекаются в разработку стратегии цифровой трансформации и в 35% — в ее реализацию. Это говорит о необходимости более тесного диалога между представителями технологических и бизнес-направлений на всех этапах цифровых преобразований.
5. Поиск баланса между человеческим фактором и технологиями
По мнению аналитиков, технологии в ходе цифровой трансформации становятся подобны обоюдоострому мечу: с одной стороны, они представляют собой основную проблему (так считают 29% опрошенных), с другой — они обеспечивают решающий вклад в успех преобразований (в этом уверены 56% топ-менеджеров). Вторая серьезная проблема — человеческий фактор (таково мнение 23% респондентов). Вместе с тем, он, к сожалению, не рассматривается как один из ключевых факторов успеха изменений, что несколько странно: ведь если у сотрудников не будет навыков, достаточных для того, чтобы извлекать пользу из внедряемых технологий, то ни о каком значимом успехе говорить не придется.
Ключевые факторы успеха цифровой трансформации
Источник: Forbes Insights |