Компания Apple отчиталась об очередных рекордных квартальных результатах. В четвертом квартале финансового года выручка компании составила 83,4 млрд долл., на 29% превысив достижения, продемонстрированные годом ранее. (В последние годы рост в четвертом квартале у Apple был весьма незначительным, что делает нынешние результаты еще более впечатляющими.)
И все же, не нависла ли над Apple черная туча? Многим финансовым аналитикам именно так и представляется. И это самый интересный момент, проявившийся после анализа квартальных итогов компании.
Устойчивый спрос при отсутствии предложения?
Почему компания, сообщающая о рекордных доходах и неизменно устойчивом спросе на свою продукцию, холодит сердца аналитиков на Уолл-стрит? Все дело в перегибах в мировой цепочке поставок, которые в полной мере затронули Apple в завершившемся квартале и обещают дальнейшее ухудшение в сезоне рождественских распродаж.
«Очередной квартальный рекорд достигнут несмотря на серьезные, как ожидалось, ограничения поставок, – указал генеральный директор Apple Тим Кук. – По нашим оценкам, эти ограничения привели к сокращению выручки примерно на 6 млрд долл., что объясняется главным образом возникшим в отрасли дефицитом электронных компонентов и связанными с COVID производственными нарушениями».
Шесть. Миллиардов. Долларов. Это те деньги, которые клиенты Apple бросали на прилавок на протяжении последних трех месяцев, уговаривая продавца забрать их, но были отвергнуты. Потому что у Apple просто не было в наличии интересующих их товаров. Рекордный квартал, принесший компании 83,4 млрд долл., должен был принести ей 89,4 млрд долл., если бы не сбои в международной цепочке поставок. Но самое печальное заключается в том, что прежде, чем ситуация улучшится, все станет еще хуже.
«Мы полагаем, что номинальная сумма ограничений поставок в первом квартале нового финансового года, превысит 6 млрд долл., – заявил Кук. – Важно понимать, что в первом квартале объемы поставок у нас значительно выше, чем в четвертом, и мы из года в год демонстрируем устойчивый рост. Объем предложения резко растет, но спрос настолько велик, что и здесь из-за ограничений в поставках он в какой-то мере останется неудовлетворенным».
Перевожу на нормальный язык: в период рождественских распродаж Apple не заберет с прилавка еще более 6 млрд долл., отчасти и потому, что несмотря на рост предложения, спрос на ее продукты в этот период года растет еще сильнее. И рост предложения просто не может угнаться за увеличением спроса. В той или иной мере он останется неудовлетворенным.
В праздничный сезон Apple могла бы продать намного больше новых MacBook Pro, если бы не ограничения поставок
Конечно, все это вызывает определенный пессимизм. Но несмотря на ограничения, Apple по-прежнему ожидает, что в праздничный квартал абсолютный рекорд по выручке, установленный в прошлом году и составивший 111 млрд долл., будет превзойден. Он просто окажется не столь велик по сравнению с тем, каким бы мог быть, потому что некоторым людям, которые захотят приобрести продукты Apple в декабре, предложат подождать до января или февраля.
Что можно сказать о продуктах Apple, продаваемых сегодня? Они разлетаются, как горячие пирожки, а компания стремится максимально увеличить оборачиваемость своих товаров. «Мы сокращаем время выполнения заказов и продолжительность цикла, – пояснил Кук. – Получив чипы с фабрики мы стараемся как можно быстрее собрать готовые продукты и отгрузить их клиентам. Полученный сегодня чип M1 Pro уже завтра превращается в MacBook Pro. В буквальном смысле. Быстрее и еще быстрее».
О дефиците с юмором
Опасения в отношении ограничений цепочки поставок, волнующие аналитиков, поскольку все это затрагивает не только Apple, но и многие другие компании по всему миру, в ходе телефонной конференции вылились в один забавный момент. Аналитик Cowen and Company Криш Санкар, представившись, успокоил: «Тим, а сейчас я позволю вам немного отдохнуть от вопросов о цепочках поставок».
На это Тим Кук громко и искренне рассмеялся. На заднем плане слышен был смех и других сотрудников Apple. (Впрочем, передышка оказалась кратковременной. Следующий аналитик тут же вернулся к вопросам о цепочках поставок.) И здесь мы видим показатель того, как вся эта ситуация давит на Apple и на весь прочий мир.
Попытка засчитана, аналитик!
Пытаясь найти какую-то развлекательную отдушину в сухих разговорах на финансовые темы, я наслаждаюсь моментами, когда аналитик пытается заставить Apple раскрыть то, что раскрывать ей совершенно не хочется.
Обычно такие вопросы принимают форму какой-то хитрой игры слов и попыток притупить бдительность Тима Кука, с тем чтобы он сообщил дополнительную информацию о каком-нибудь продукте, который еще только готовится к выпуску. Конечно, такие трюки никогда не срабатывают, но аналитики из раза в раз продолжают стучаться в закрытые двери.
На этот раз аналитик Bank of America Вамси Моэн решил испытать другой подход. Вместо того, чтобы копаться в деталях нового iMac, он попросил Кука предоставить дополнительную информацию о сервисах Apple. Потоковые сервисы, такие как Netflix, стараются держать свою статистику при себе, хотя кое-что время от времени просачивается в открытый доступ.
Как бы то ни было, Моэн решил попробовать. Не могли бы вы поделиться какими-то показателями некоторых новых сервисов, например, TV+, с точки зрения эффективности платной подписки, и как вы оцениваете успех этих инвестиций?
«Ряд вещей мы рассматриваем у себя внутри, предпочитая не делиться ими со всеми остальными, – ответил Кук. – Поэтому вам остается лишь гадать, что у нас там с подпиской, со средним доходом на абонента, с конверсией, оттоком и всеми прочими показателями бизнеса, существующего на условиях подписки. Мы не собираемся делиться детальными показателями каждого отдельно взятого сервиса, но вы вполне можете быть уверены в том, что управление ими осуществляется на индивидуальной основе».
Другими словами: Да, у нас есть эти данные. Да, мы действительно внимательно следим за ними. Да, они очень важны для нас. И нет, вы не сможете их увидеть!