С момента своего выхода в 2013 году на рынок корпоративных клиентов с продуктом Dropbox for Business компания Dropbox непосредственно противостоит своему облачному конкуренту Box, а также другим крупным игрокам, включая Microsoft OneDrive и Google Drive. Весь мир следит также за противостоянием основателей Dropbox и Box Дрю Хьюстона и Аарона Леви, которым сегодня слегка за 30.
В этой статье мы попытаемся выявить разницу между двумя компаниями, специализирующимися исключительно на облачном хранении, определить различия в их IPO и отыскать цифры, которые привели к четырехкратному превышению рыночной стоимости Dropbox над ее конкурентом Box.
По словам вице-президента Gartner Моники Бассо, Dropbox ориентируется прежде всего на создание контента, в то время как Box – на управление контентом. Тонкое, но очень важное отличие.
«Box с самого начала обслуживала в первую очередь крупные предприятия, расширяя свои возможности в части администрирования, обеспечения безопасности и управления для удовлетворения потребностей предприятий регулируемых отраслей, – добавила главный аналитик Forrester Research Шерил Маккиннон. – Dropbox в определенной степени пытается идти аналогичным путем, но пока основную массу клиентов этой компании составляют предприятия малого и среднего бизнеса, и освоение сегмента крупного бизнеса займет какое-то время».
IPO
Теперь, когда обе компании (регулярно повторяющие, что не являются друг другу конкурентами) вышли на публичный рынок, мы можем начать сравнивать их объективные показатели.
Box провела IPO в январе 2015 года. На тот момент ее акции продавались по цене 14 долл., что в сумме составляло 1,7 млрд долл. Будучи частной компанией, Box оценивалась в 2,3 млрд долл. – на 600 млн долл. дороже. Эта оценка позволила ей довольно быстро добиться устойчивой рыночной капитализации в размере 2,5-3 млрд долл.
Dropbox провела IPO в нынешнем году, после чего цена ее акций подскочила до 31,60 долл., а рыночная капитализация – до 12 млрд долл.
Таким образом, расхождения в оценке двух конкурентов достигли почти пятикратного уровня, и хотя и в Box, и в Dropbox эти цифры комментировать отказались, у Бассо есть определенные мысли по этому поводу.
«Само по себе IPO мы комментировать не можем, – указала она. – Но думаю, что рыночный успех связан, вероятно, с восприятием бренда и потенциалом роста Dropbox на корпоративном рынке – трансформацией персонального сервиса Dropbox в корпоративный».
Аналогичную ситуацию мы наблюдали в нынешнем году с IPO еще одной крупной технологической компании Spotify, намеревающейся превратить своих бесплатных пользователей в подписчиков оплачиваемых услуг и получать таким образом прибыль. Рынок положительно оценил стратегию шведского потокового сервиса, и его капитализация достигла 26,5 млрд долл.
Языком цифр
К сожалению, Dropbox пока не раскрывает число предприятий, оформивших у нее подписку, что затрудняет нам сравнение яблок с яблоками.
Но можно сказать точно, что пользователей у Dropbox гораздо больше, чем у Box.
В форме S-1, подаваемой в Комиссию по ценным бумагам и биржам, Dropbox утверждала, что у нее насчитывается более 11 млн пользователей платных услуг.
«Около 30% наших подписчиков используют корпоративные тарифные планы Dropbox Business, а еще примерно 50% – индивидуальные тарифные планы, – говорится в заявлении Dropbox. – Таким образом, общая доля наших платных подписчиков составляет приблизительно 80%».
Из такой довольно грубой оценки следует, что у Dropbox имеется около 3,3 млн пользователей сервиса Dropbox Business. Эти цифры напрямую коррелируют с доходами (30% от 1,1 млрд долл.). Следовательно, на бизнес-подразделение приходится 330 млн долл. от общего объема выручки, что, очевидно, меньше доходов Box от корпоративной клиентской базы, которые составляют 506 млн долл. Но обычно корпоративные клиенты вносят больше, оплачивая дополнительные емкость хранения и функционал. Если стоимость индивидуальных тарифных планов начинается от 7,99 фунтов стерлингов, то у корпоративных тарифных планов Dropbox начальная цена составляет 10-15 фунтов стерлингов.
По состоянию на 31 декабря 2017 года у Dropbox насчитывалось более 300 тыс. платных пользователей Dropbox Business, спектр которых варьируется от фрилансеров и предприятий малого и среднего бизнеса до глобальных корпораций. Около 56% членов списка Fortune 500 имеют в своей организации по крайней мере одну команду Dropbox Business.
У Box насчитывается 82 тыс. платных корпоративных клиентов. Естественно, первостепенное значение здесь имеют размеры компаний, но по числу клиентов Dropbox явно лидирует.
В любом случае объем продаж Dropbox почти в два раза превышает оборот Box. В 2017 году он составил более 1 млрд долл., увеличившись за год на 31%, тогда как у Box в 2018 финансовом году декларировано 506 млн долл.
Итого
Итак, Dropbox оценивается рынком почти в пять раз дороже, чем Box, однако по уровню доходов эта компания опережает своего конкурента только в два раза.
Похоже, рынок был прав, оценивая Dropbox выше, чем Box, но огромная разница обусловлена прежде всего оптимизмом инвесторов, считающих, что Dropbox удастся увеличить долю платных клиентов, в том числе в высокодоходном корпоративном сегменте.