Программные решения, которые имитируют мыслительный процесс человека, уже массово используются традиционно консервативными промышленными компаниями как за рубежом, так и в России. На Петербургском международном экономическом форуме спикеры сессии «Искусственный интеллект в реальном секторе» пришли к выводу, что интенсивное внедрение этих решений в промышленности продолжится, но пока по большей части на ограниченной закрытой территории. Выход искусственного интеллекта за пределы этого пространства сдерживается из-за рисков и слишком большой неопределенности.
По словам Аветика Чалабяна, старшего партнера McKinsey & Co., искусственный интеллект в каком-то виде начал внедряться уже лет 50 назад, но, прежде всего, в военной сфере. В настоящее время он получил широкое применение в гражданском секторе. Автономные автомобили уже перестали быть редкостью на промышленных предприятиях; например, полностью без человека работают карьерные самосвалы. Искусственный интеллект помогает управлять технологическими процессами и ремонтом оборудования, осуществлять контроль качества. Роботы способны ответить на большинство вопросов клиентов. Человеку передаются только неструктурированные запросы.
McKinsey & Co. проводит обширные исследования, посвященные искусственному интеллекту. Результаты одного из них говорят о том, что не менее 60% задач на предприятиях тяжелого машиностроения можно решить с помощью искусственного интеллекта. То есть человека в этих случаях полностью или частично может заменить машина. «Все предыдущие технологические революции предполагали замену человека машиной на физических работах. Сейчас речь идет о том, чтобы переложить на машину интеллектуальный труд, а это вызывает беспокойство», — задал направление дискуссии Чалабян.
Дмитрий Шушкин: «Думаю, страхи преувеличены: мы становимся киборгами в хорошем смысле, поскольку, взаимодействуя с машиной, лучше справляемся с рутинными задачами» |
Если на аналогичных обсуждениях с участием антропологов, философов, социологов можно услышать откровенно алармистские речи, то представители реального сектора, выступающие на ПМЭФ-2018, особых угроз пока не видят.
«Думаю, страхи преувеличены. Что делает машина? То же самое, что человек, но быстрее и качественнее, если нет вариативности и неопределенности. Мы становимся киборгами в хорошем смысле, поскольку, взаимодействуя с машиной, лучше справляемся с рутинными задачами», — считает Дмитрий Шушкин, генеральный директор компании ABBYY Россия. Однако он пояснил, что речь идет о роботах именно в промышленности.
Вице-президент по региону Восточная Европа компании Nokia Деметрио Руссо уверен, что умные машины не приведут к росту безработицы. По его словам, Amazon инвестировал 750 млн долл. в искусственный интеллект, но это никак не сказалось на числе рабочих мест в компании.
«В самолетах уже давно используется автопилот, но человек все равно сидит за штурвалом. Что-то подобное будет и во многих других областях», — полагает Игорь Богачев, генеральный директор компании ЦИФРА (ГК «Ренова»).
Леонид Мухамедов: «Около 50% производимого компанией Schneider Electric оборудования поставляется для использования в Промышленном интернете» |
Движение без понятных ориентиров
Ничего не говорили о сокращении штата и руководители российских предприятий. При этом нельзя сказать, что искусственный интеллект еще не стал тем значимым фактором, который может отразиться на работе предприятий только в будущем. Соответствующих внедрений уже очень много как в мире, так и в России.
«Около 50% производимого нашей компанией оборудования поставляется для использования в Промышленном интернете», — обозначил масштабы революционных изменений Леонид Мухамедов, исполнительный вице-президент по операциям в Европе компании Schneider Electric.
Для крупных российских промышленных компаний, которые работают в конкурентной среде, массовое внедрение решений на базе технологий искусственного интеллекта уже давно является острой необходимостью. «Промышленность — очень капиталоемкая сфера. Инвестиции здесь окупаются иногда не один десяток лет. Из-за этого во многих случаях нельзя просто так заменить дорогое оборудование на более современное и производительное. С искусственным интеллектом получить экономический эффект намного проще. Потому реализуются или реализовано множество пилотных проектов», — объяснил интерес промышленников Богачев.
Более детально обрисовали этот процесс, приведя в пример конкретные проекты, представители крупной промышленности — генеральный директор компании «Северсталь Менеджмент» Александр Шевелев и заместитель генерального директора, директор по развитию компании «КАМАЗ» Ирек Гумеров. Для этих предприятий искусственный интеллект — не будущее, а обыденное настоящее.
Между тем определенности относительно грядущего вовсе нет. «Мы живем в условиях цифровой революции, быстро идем, но не понимаем куда. Невозможно расставить 'таргеты' — те ориентиры, которых мы должны достичь через определенное количество лет. В то же время понятно, что нужно повышать эффективность, и не идти мы не можем. Поэтому задача правительственных структур — устранять административные барьеры, мешающие внедрению искусственного интеллекта. Уже определено около 200 нормативно-правовых актов, которые необходимо оперативно изменить», — рассказал Василий Осьмаков, заместитель министра промышленности и торговли РФ.