В рамках Oracle Modern Business Forum, впервые прошедшего в Москве 13 ноября, российский офис корпорации официально сообщил о том, что начинается предоставление местным клиентам сервиса Oracle SaaS Cloud at Customer.
Суть сервиса состоит в том, что компании, нуждающиеся в облачных решениях, но не готовые отдавать данные за пределы своего периметра, смогут создать в своем центре обработке данных копию облака Oracle, абсолютно идентичного облаку самой корпорации. При этом вся «чувствительная» информация, например персональные данные, останется внутри периметра, а, стало быть, и внутри страны, в соответствие с законами Российской Федерации (Oracle, в отличие от ряда конкурентов, не имеет в нашей стране своего ЦОДа, из которого можно было бы предоставлять сервисы, работающий с персональными данными).
Требования законодательства РФ и ряда других стран как раз и подтолкнули к созданию Cloud at Customer, и в корпорации видят нашу страну «клиентом номер один» этого сервиса.
В облаке «at Customer» доступны все те решения, что и в Oracle Cloud: системы планирования ресурсов предприятия, управления кадрами (Human Capital Management, HCM), потребительским опытом (Customer Experience, CX), цепочками поставок (Supply Chain Management, SCM). Клиенту поставляется не только программное обеспечение, но и аппаратная часть, на которой оно установлено. Однако платит клиент только за подписку на сервисы — столько же, сколько платил бы при работе в «обычном» облаке Oracle. Поставку, обслуживание и модернизацию аппаратной части, а также обновление ПО Oracle берет на себя.
Мониторинг состояния обеих — программной и аппаратной — составляющих Cloud at Customer может вестись дистанционно, российскими или американскими специалистами Oracle. Если же заказчик пожелает совсем отрезать свое облако от внешнего мира, то мониторинг ему придется осуществлять самостоятельно, а обновления ПО будут «заливаться» со съемных носителей.
Несмотря на софтверную идентичность с Oracle Cloud, новый сервис все-таки не совсем таков, как обычный облачный, хотя бы потому, что мощность серверов, установленных в рамках услуги в ЦОДе заказчика, не увеличишь «по щелчку пальцев» в случае резкого — например сезонного — роста спроса на объем SaaS-сервисов.
Поэтому, как отметил Олег Порецкий директор департамента бизнес-приложений Oracle в России, новый сервис подойдет только для тех компаний, которые хорошо понимают текущие потребности своего бизнеса, имеют прогноз на его развитие и не подвержены сезонным колебаниям. Под это определение вполне подходят компании самых перспективных, с его точки зрения, отраслей — телекоммуникационной, финансовой, транспортной, розничной торговли и ряда других.
Еще одно декларируемое преимущество облака, размещенного у вендора или провайдера, — физическая недоступность оборудования и данных для собственных сотрудников заказчика. В зоне ответственности последнего остается и забота о безопасности.
Зато, благодаря «близкому» расположению облака, обеспечивается более быстрый отклик ИТ-систем по сравлению с решениями, находящимися за океаном.
Что касается создания российского центра обработки данных, то, по словам Порецкого, таких планов пока нет. Однако то, как будет принят новый сервис, будет свидетельствовать о зрелости рынка и повлияет на планы компании относительно инвестиций. Клиенты, уже пользующиеся ранее появившимися в России PaaS-версиями сервиса, уже есть, это, в частности, X5 Retail Group и «Промсвязьбанк».