Oracle меняет порядок ежеквартального составления отчетности о результатах своей деятельности в облаке. Если раньше корпорация отчитывался о доходах в двух сегментах: первым является программное обеспечение, предоставляемое в качестве сервиса (Software-as-a-Service, SaaS), а вторым, меньшим по размеру – объединение платформ в качестве сервиса (Platform-as-a-Service, PaaS) и инфраструктуры в качестве сервиса (Infrastructure-as-a-Service, IaaS), то теперь в отчетности будут отражаться только сводные цифры.
Выступая на конференции, организованной по итогам четвертого квартала 2018 финансового года, генеральный директор компании Сафра Кац пояснила логику новой модели облачной отчетности так: «Мы объединили облако SaaS с облаком PaaS и IaaS, добавив сюда обновление программных лицензий, поддержку продуктов в облачных сервисах и поддержку лицензий».
Короче говоря, корпорация больше не сообщает о доходах от PaaS, IaaS и SaaS, объединяя это все в один сегмент «поддержки облачных сервисов и лицензий». Сюда относятся 60% общего квартального оборота в размере 6,8 млрд долл. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года объем продаж вырос на 8%.
Впрочем, на инвесторов перемены значительного впечатления не произвели: акции Oracle после публикации квартального отчета упали на 7%.
Корпорация традиционно продавала программное обеспечение управления базами данных, развертываемое в собственной ИТ-среде клиентов, но в условиях стремительного роста облачных сервисов пересмотрела свою стратегию. Именно эти цифры выставляются теперь в отчетности на самое видное место.
Последние изменения Кац оправдала недавно предоставленнй Oracle возможности перехода клиентов с ранее развернутым у них ПО в облачные среды с сохранением уже имеющихся у них лицензий (bring your own licence, BYOL).
«Модель BYOL позволяет клиентам перемещать имеющиеся у них лицензии в Oracle Cloud до тех пор, пока они оплачивают поддержку этих лицензий, – пояснила она. – BYOL повышает и эффективность затрат при покупке новых лицензий, даже если эти лицензии предполагается использовать только в облаке. Некоторые наши клиенты покупают новые лицензии и сразу же переносят их в облако. В результате наши лицензионные доходы представляют собой сочетание доходов от продаж новых облачных лицензий и новых лицензий на традиционное программное обеспечение. Доход от поддержки складывается из доходов от поддержки облачных лицензий и доходов от поддержки лицензий на программное обеспечение, развернутое локально».
Ясно? Не совсем. Но Кац поясняет, что поскольку клиенты придерживаются теперь гибридного подхода, получаемые доходы нельзя разбить на доходы от облака и доходы от «обычного» программного обеспечения, поэтому все они отнесены к облачной отчетности.
Некоторые аналитики предположили, что Oracle изменила свою облачную отчетность, чтобы не так бросался факт отставания в данной сфере от крупнейших конкурентов — Microsoft, Amazon Web Services и Google.
Отвечая на вопрос аналитика об этом разделе отчета, Катц высказалась в типичном для Oracle стиле: «Прежде всего хочу заметить, что мы ничего не скрываем. Я уже сообщила вам цифры облачного дохода: 1,7 млрд долл. Математические подсчеты вы можете выполнить сами».
На что Тимоти Грин из The Motley Fool заметил: «Никакой математики здесь нет, поскольку нам сообщают сводный облачный результат. Из приведенных Oracle цифр нельзя понять, какая доля приходится на IaaS и PaaS».
Как сообщает CNBC, аналитики Stifel пришли к следующему выводу: «Устойчивая база клиентов, пользующихся услугами поддержки, остается для Oracle дойной коровой, однако компания, судя по всему, теряет долю в наиболее интересных областях (PaaS/IaaS) инфраструктурного программного обеспечения».
Конкуренты
Что касается конкурирующих провайдеров облачных сервисов, их облачная отчетность тоже не выглядит образцом прозрачности и информативности.
Microsoft, например, сообщает о доходах подразделения Azure (которое главным образом представляет сервисы IaaS), отделяя его от так называемого «интеллектуального облака», где находятся программные сервисы SaaS, в том числе онлайн-версия пакета Office и CRM Dynamics.
AWS рапортует о доходах своей родительской компании Amazon, объединяя их со своими собственными доходами. Аналогичным образом поступает и Google Cloud Platform, подразделение Alphabet.