Окно в мир: что можно сделать, когда интернет-бизнес перестает расти

Михаил Авербах: «Вы даже не представляете, какой маленький российский рынок»


12:52 14.06.2016  (обновлено: 12:13 15.06.2016)   |   1963 |  Дмитрий Желвицкий |  Computerworld Россия

Рубрика Индустрия



Одной из тем обсуждения недавней Санкт-Петербургской интернет-конференции стал выход стартапов на американский рынок.

Аудитория Рунета и отечественная интернет-индустрия продолжает расти. Однако темпы этого роста снижаются и точно уже не будут такими, какими они были в течение двадцати прошедших лет. Подобная ситуация подталкивает интернет-компании подумать о расширении за счет других рынков, уверены организаторы Санкт-Петербургской интернет-конференции (СПИК 2016).

«Вы даже не представляете, какой маленький российский рынок», — сообщил слушателям Михаил Авербах, управляющий партнер Startup Accelerator iDealMachine. Если говорить о российском рынке электронной коммерции, то, по оценкам РАЭК, по итогам 2015 года он достиг 650 млрд руб, что на 16% больше, чем годом ранее. Ожидается, что в 2016 году расширение продолжится; рост составит около 20%, рынок электронной коммерции достигнет 780 млрд руб.

На фоне большинства других сегментов (например, ИТ-рынка) показатели вполне приличные. Однако с учетом инфляции, которая составила около 13%, в 2015 году вообще почти нет никакого роста (менее 3%), а если посмотреть на российский рынок из-за рубежа и пересчитать его в долларовом выражении, то он и вовсе ужался на 27%. Главное, что рынок приблизился к своему насыщению: еще несколько лет подъем, скорее всего, сохранится за счет небольшого увеличения проникновения Интернета, но пределы роста ощущаются.

«Интернет больше не растет – он вырос, — считает Екатерина Кузнецова, руководитель группы клиентской поддержки исследовательской компании TNS Россия. — Пользователями Сети является 81% москвичей, 80% петербуржцев и 77% россиян».

Логичным в такой ситуации кажется выход на достаточно крупные и по-прежнему динамично растущие рынки развивающихся стран — Юго-Восточной Азии, Южной и Центральной Америки, Ближнего Востока и, наконец, Африки, где живет около миллиарда человек. Однако участники круглого стола советуют начинать с США. «Во всех развивающихся странах мониторят ситуацию прежде всего на американском рынке», — заверил Авербах.

Выступающие поделились рядом практических наблюдений и рекомендаций для тех, кто хотел бы выйти на рынок Соединенных Штатов.

По словам Авербаха, важно определиться с тем, переезжать ли в США: «Если компания ориентирована на массовый рынок, то можно не переезжать. Если на корпоративный, то невозможно не переезжать». Другие участники круглого стола не столь категоричны. «Для B2B нужно больше мускулов. Потому непосредственное присутствие на местном рынке желательно», — считает генеральный директор компании «Интел Софтвер» Игорь Калошин.

В то же время, одесская компания Readdle вполне успешно работает на американском рынке с приложениями для бизнеса, и ее руководство не переезжает в США.

«Если продукт универсален, то не важно, откуда его запускать. Исследовательское подразделение вполне может оставаться там, где создавалось. К тому же, важно то, что некоторые хотят жить в определенном месте — в России, в США или в Европе. Да и все относительно: некоторые постоянно курсируют между странами и материками», — уточнил свою позицию Авербах.

По его словам, американский рынок очень подвержен скоротечной моде: про него также можно сказать «в этом сезоне носят...». Поэтому надо очень внимательно следить за текущими тенденциями и пристрастиями потенциальных заказчиков.

Отвечая на вопросы из зала, эксперты поведали о том, что предлагать «откаты» в США очень опасно (за подобные сделки предусмотрена уголовная ответственность обеих сторон), но есть вполне легальная схема раздела комиссионных (однако информацию о подобной сделке необходимо раскрывать), рейдерские захваты с опорой на местные контролирующие органы исключены, зато возможны проверки, спровоцированные конкурентами, и атаки патентных троллей.

При широком наборе возможностей найма сотрудников можно сделать ошибку. Например, компании Uber в ряде штатов пришлось доплачивать водителям, потому что те со своими адвокатами доказали, что они не могли отказаться от заказа без штрафа, а потому по факту являлись не временными работниками, как их нанимали, а постоянными. При таких ошибках приходится не только платить компенсации уволившимся сотрудникам, но и столкнуться с проверками условиями найма персонала.

«В США нужно сразу нанимать адвоката. И ни в коем случае — только одного, без проверки репутации», — советует Авербах.


Теги: Читайте больше Электронная коммерция