Проблема быстрого обновления используемых приложений начала волновать даже руководителей гигантов, занимающих почти монопольное положение на своем рынке. А для разработчиков мобильных приложений это, без преувеличения, вопрос жизни и смерти. При этом разработчик не имеет шанса второй раз произвести первое впечатление — если первые пользователи его продукта будут недовольны, то их отзывы могут “похоронить” разработку.
Поэтому ему необходимо организовать качественное, быстрое и, разумеется недорогое (ценовая война в мобильном мире крайне жестокая) тестирование.
Положение осложняется разнообразием моделей, на которых приложение должно функционировать. Даже три основных мобильных операционных системы (iOS, Android, Windows Phone) имеют под десяток более-менее популярных вариантов, сами устройства различаются как формальными техническими характеристиками (разрешение и размер экрана, мощность процессора, объем оперативной памяти), так и «неформальными» - стремясь удешевить свою продукцию или выжать из нее максимум производительности, создатели смартфонов и планшетов порой идут на различные ухищрения.
Безусловно, создатели приложений могут объявить, что их продукт не для всех операционных систем и размеров экранов, однако этим они существенно уменьшат охват клиентов. Не говоря уже о том, что разнообразие все равно останется впечатляющим, останется масса сочетаний платформ и характеристик, на которых что-то может пойти не так.
У тех, кто разрабатывает корпоративные приложения больше возможностей ограничивать парк устройств, по крайней мере по операционной системе или по техническим характеристикам «снизу». Однако у них есть своя проблема - такие приложения работают не сами по себе, а, как правило, в связке с другими. И они должны не только корректно отрабатывать «свое», но и правильно взаимодействовать с корпоративным окружением.
Последнее затрудняет использование «заглушек» - виртуальных эмуляторов процессов, зачастую применяемых в процессе тестирования программного обеспечения. Последних требуется очень много (необходимо эмулировать поведение всех моделей в ходе всех бизнес-процессов) и их создание может отнять до половины ресурсов, затрачиваемых на разработку. При этом функциональность заглушек тоже оставляет желать лучшего — они отражают лишь представление о происходящем своих разработчиков, а не требования реальной жизни во всем ее вышеописанном многообразии.
Hewlett Packard Enterprise предлагает для тестирования мобильных решений набор программного обеспечения, позволяющего производить оперативное массовое тестирование ПО на реальных устройствах.
«В центре» системы тестирования - HPE Mobile Center, сервер, к которому по USB-кабелям подключена библиотека мобильных устройств. Их количество и набор определяется выбором заказчика. А установленное на сервере ПО дает возможность разработчикам и тестировщикам управлять этими смартфонами и планшетами через USB так, словно те находятся у них в руках.
К устройствам, подключенным к серверу с HPE Mobile Center, могут обращаться программы, осуществляющие собственно тестирование гаджетов.
Пакет HPE Sprinter позволяет проводить интерактивное тестирование мобильных сервисов на всех этапах их разработки. Он ускоряет создание и ручное выполнение тестов, а также устраняет необходимость многократно выполнять повторяющиеся задачи: вводить данные, повторять тесты на различных платформах и следить за выполнением этапов. Решение предоставляет подробные отчеты о ходе тестов, позволяет точно воспроизводить ошибки.
HPE UFT (Unified Functional Testing), объединяющее воедино процессы ручного, автоматизированного и платформенного тестирования, позволяет повысить эффективность автоматизации функционального тестирования и организовать совместную работу разработчиков и тестировщиков. Оно дает возможность автоматизировать тестовые сценарии и «прогонять» устройства через пакеты тестов по расписанию, например — в ночное время, чтобы разработчик, придя с утра на работу получил готовые результаты.
HPE LoadRunner, программное обеспечение для нагрузочного тестирования, позволит оценить производительность приложений, выявить и устранить соответствующие проблемы до того, как они начнут эксплуатироваться в рабочем режиме. Это особенно важно для сложных систем, в которых компоненты могут влиять друг на друга, создавая «бутылочные горлышки» в самых неожиданных местах.
Процесс контролирует решение HPE Application Lifecycle Management, встроенное программное обеспечение для управления качеством ИТ-приложений, которое позволяет осуществлять полный контроль качества и устанавливать последовательные, повторяющиеся процессы для управления требованиями, тестированием и бизнес-компонентами.
Разработчики мобильных приложений, преимущественно корпоративных, могут отслеживать работу ПО, загруженного на устройства пользователей, посредством программы AppPulse Mobile. Она выполняет мониторинг работы приложений, его восприятия пользователем, позволяет создателям ПО проактивно совершенствовать его.
Для эмуляции различных условий функционирования устройств используется программно-аппаратный компанлекс HPE Network Virtualization. Это решение, помимо прочего, позволяет выяснить, как приложение реагирует на плохие условия приема, краткосрочный обрыв связи и т. д. - и в целом и на данной конкретной модели смартфона.
HPE Mobile Center можно купить, а можно получить от Hewlett Packard Enterprise в виде облачной услуги, включая набор необходимых устройств. Пока для российских разработчиков наиболее удобны центры, расположенные в Германии и Израиле. Однако, ведутся переговоры с одной из российских компаний, которая тоже хочет предоставлять этот сервис как услугу.
Лицензионная политика Mobile Center проста. Она не накладывает ограничений на общий парк тестируемых устройств или число разработчиков компании, которые к ним обращаются через систему. Лицензируется количество гаджетов, которые можно тестировать одновременно. Это дает возможность планировать процесс разработки и проверки работы ПО на всех стадиях создания продукта.