Задача по созданию цифровой экономики в той или иной мере стоит перед всеми развитыми странами. Ее фундаментом являются новые технологии, такие как искусственный интеллект, аналитика Больших Данных и Интернет вещей. Последняя технология занимает особое место в этом ряду, ведь именно она дает «пищу для размышлений» системам анализа Больших Данных и искусственного интеллекта.
Интернет вещей — это среда соединенных друг с другом через Интернет машин, программно-аппаратных комплексов и устройств, позволяющая им обмениваться данными, которые можно анализировать для выяснения важных сведений, выполнения действий и поддержки новых видов деятельности.
Рынок Интернета вещей в ближайшее время будет быстро расти. Как полагают в IDC, уже в текущем году он увеличится на 14,6% и превысит 772 млрд долл. Первенство по объемам использования Интернета вещей будет принадлежать производственному сектору (189 млрд долл.); на втором и третьем местах — транспортная отрасль (85 млрд) и коммунальные службы (73 млрд). Потребительский сегмент рынка Интернета вещей в 2018 году вырастет до 62 млрд долл. В 2020 году рынок Интернета вещей превысит 1 трлн долл. и составит почти 20% всего мирового ИКТ-рынка.
В России, как показал опрос «Настоящее и будущее цифровой трансформации в России», проведенный в 2017 году OSP Data и Hitachi Vantara, Интернет вещей признан третьей по важности технологией, без которой невозможна цифровая трансформация бизнеса. По оценке IDC, рынок Интернета вещей растет у нас на 22% в год и к 2021 году может достичь 9 млрд руб. особенно если будут устранены сдерживающие факторы, например отсутствие стандартов в этой сфере.
Основные потребители таких решений в нашей стране — транспорт, промышленность, телеком и энергетика, а также госсектор, нацеленный на создание умных городов. Как считают в PwC, к 2025 году экономический эффект от внедрения Интернета вещей в России составит по основным отраслям приблизительно 3 трлн руб.
Интернет вещей «уже сейчас»
Цель нового исследования, проведенного OSP Data при поддержке компании Hitachi Vantara в 2018 году, состояла в том, чтобы определить, насколько важным считают Интернет вещей потенциальные потребители — руководители государственных и коммерческих структур, понять, какова степень проникновения этих решений на предприятия и как происходит процесс внедрения технологии; изучить, какую пользу эти решения приносят уже сейчас, что мешает внедрению Интернета вещей и каких результатов от его использования ожидать в ближайшие годы.
В рамках исследования были опрошены представители предприятий основных отраслей российской экономики, которые уже реализуют проекты в области Интернета вещей. Большую часть респондентов составили ИТ-руководители компаний разного уровня. Около трети из них занимают должности директоров, вице-президентов по ИТ и т. д., более половины — заместителей директоров по ИТ, начальников ИТ-отдела или управления.
Пока еще Интернет вещей «не дорос» до того, чтобы стать предметом интереса высшего руководства: только в трети компаний имеется единая корпоративная стратегия в этой сфере, в остальных разработки осуществляются по инициативе отдельных специалистов или небольших групп.
Тем не менее почти половина компаний уже ведет проекты в области Интернета вещей, пилотные или рабочие, причем почти у пятой части они существенно влияют на бизнес в целом.
Основная направленность проектов в области Интернета вещей — «повышение эффективности деятельности», второй по популярности ответ — «улучшение клиентского обслуживания». Кроме того, опрошенные надеются снизить затраты и даже обеспечить новые источники доходов.
Почти в половине компаний проекты в сфере Интернета вещей приносят дополнительный доход. Как правило, они открывают возможность предоставить клиентам дополнительные услуги на основе анализа данных или создать новые продукты и решения.
Проблемы
Как и всякой новой технологии, Интернету вещей в процессе внедрения сопутствуют различные сложности. Проблемы, перечисленные респондентами при ответах на вопрос о том, что мешает реализовывать проекты в области Интернета вещей, можно разбить на три большие группы: технологические; кадровые и финансовые; организационные. На первые указали 42% опрошенных, на кадровые и финансовые — 32%, на организационные — 26%. Наиболее частые конкретные причины — «сложности с интеграцией разнородных данных», «недостаточное качество доступных технологий» и «отсутствие стратегии развития».
Будущее Интернета вещей в различных сферах бизнеса
Мы попросили наших респондентов оценить два аспекта будущего Интернета вещей в пятилетней перспективе. Во-первых — то, насколько велико будет его значение по сравнению с другими новыми технологиями. Во-вторых — внедрение в каких отраслях окажет наибольшее влияние на совершенствование технологий Интернета вещей («компьютерные» и «телекоммуникационные» применения были выведены за скобки) . В обоих случаях оценки усреднялись по пятибалльной шкале.
Относительная важность Интернета вещей оказалась довольно велика. Он с 2,7 балла лишь совсем немного уступил искусственному интеллекту (2,8 балла), обучение которого во многих случаях будет завязано как раз на потоки данных Интернета вещей. Далее идут робототехника (2,4 балла) и 3D-печать (2,2 балла). Замыкают рейтинг нанотехнологии (2,0 балла), дополненная реальность и дроны (по 1,9 балла).
Что касается второго вопроса, то, по мнению опрошенных, в наибольшей степени на развитие Интернета вещей повлияет организация обслуживания клиентов (3,9 балла), управление складами и логистикой (3,7 балла), отслеживание активов и управление ими (3,6 балла).
***
Как показало исследование, у половины опрошенных решения в сфере Интернета вещей уже в том или ином виде работают. Нынешние технологические трудности не будут долговременными: над совершенствованием устройств и программного обеспечения в области Интернета вещей работают и лидеры ИТ-рынка, и множество стартапов. А по мере зрелости технологий и появления историй успеха (и поучтительных историй провалов) к Интернету вещей повернутся лицом топ-менеджеры и финансисты.
Для того чтобы поднять статус проектов в области Интернета вещей, ответственным за это направление необходимо, с одной стороны, подчеркивать их важность для внедрения других технологий, задействованных в цифровой трансформации, с другой — демонстрировать конкретную пользу даже небольших проектов. Умение добиваться пусть скромных, но долговременных успехов в решении стратегических задач — залог победы любой революции, и нынешняя не исключение.