IaaS: быстрее, лучше, дешевле

  16126 прочтений



«Инфраструктура как сервис» воспринимается ИТ-менеджерами и их бизнес-заказчиками как важное конкурентное преимущество.

 
72% опрошенных считают, что IaaS облегчает инновации

В 2017 году корпорация Oracle в сотрудничестве с аналитической компанией Longitude Research провела исследование You & IaaS, в котором приняли участие 1,6 тыс. высокопоставленных ИТ-менеджеров компаний со всего мира. Они ответили на вопросы об их отношении к облачной инфраструктуре, поделились опытом внедрения облачных систем, рассказали о полученных при этом основных преимущества, а также о препятствиях на пути внедрения облаков. Исследование проходило в два этапа во втором и третьем кварталах прошлого года, что позволило, помимо прочего, зафиксировать динамику отношения к «инфраструктуре как сервису», оказавшуюся достаточно заметной даже на таком коротком временном отрезке.

Квартальные изменения

Как выяснилось, всего за три месяца, прошедших между двумя этапами исследования, доля тех, кто принимает концепцию IaaS, выросла с 86% до 94% — почти на 10%. Но самое интересное другое: из 14% наиболее упорных скептиков осталось лишь 6%. Две трети опрошенных (на 8% больше, чем в первой волне опроса) рассматривают IaaS как фундамент облачной стратегии. При этом почти 70% (на 10% больше, чем три месяца назад) полагают, что применяющие IaaS организации более склонны к инновациям.

Разумеется, изменилось не все: никуда не делись и даже усугубились проблемы с нехваткой квалифицированных кадров, остались сильны и сомнения относительно безопасности систем и данных, размещенных в облаке. Но налицо главный результат: две трети компаний рассматривают переход на IaaS как фундаментальный фактор сохранения своей конкурентоспособности. Это больше, чем можно было бы предположить, исходя из прогнозов аналитиков относительно роста популярности «инфраструктуры как сервиса».

Инновации в стиле IaaS

Цифровые преобразования в бизнесе привели к тому, что на ИТ-отделы легла двойная нагрузка: они должны не только поддерживать работу имеющихся корпоративных систем, но и обеспечивать реализацию проектов цифровой трансформации. При этом выделяемый на информационные технологии бюджет растет гораздо медленнее, чем число и уровень запросов к ИТ-службе. В результате — и это в определенном смысле парадоксально — ИТ-отделы поневоле становятся «бутылочным горлышком» преобразований, поскольку их возможности зависят от вычислительных мощностей предприятий и способности сотрудников информационных подразделений обслуживать имеющиеся системы и разворачивать новые.

Первоначально бизнес-руководители видели в IaaS средство опередить конкурентов за счет более быстрого получения сервисов по меньшей цене. Как выяснилось в ходе исследования, такая точка зрения продолжает доминировать среди ИТ-директоров и высших менеджеров компаний: по мнению 68% опрошенных, переход на IaaS существенно ускоряет развертывание приложений (в первой волне опроса так думали 61%).

Эти количественные изменения в результате дают качественный скачок: уже более 2/3 опрошенных считают, что переход на IaaS ускоряет и облегчает процесс внедрения инноваций, поскольку при работе по этой модели для создания тестовой среды нет нужды обосновывать финансирование, закупать оборудование, устанавливать его и т. д. Достаточно обратиться к провайдеру и арендовать у него дополнительные мощности на нужный срок. Развернуть на этих ресурсах новый сервис, протестировать его на работоспособность, устойчивость к нагрузкам и безопасность, продемонстрировать результаты внутреннему заказчику — дело нескольких дней, а не месяцев, как было раньше. При этом дополнительная нагрузка на ИТ-специалистов минимальна.

Скорость и невысокая стоимость проведения такого рода экспериментов снижают цену ошибки до стоимости аренды оборудования на неделю. Это дает возможность постоянно совершенствовать бизнес, вести поиск оптимальных путей его организации, предоставления услуг и взаимодействия с клиентами и партнерами. 72% респондентов в ходе второй волны опроса указали, что IaaS облегчает инновации, тогда как тремя месяцами ранее таковых было 62%.

Масштаб имеет значение

Разумеется, гибкость, которую дает IaaS, нужна не только для экспериментов. Практически любой бизнес имеет в разной степени выраженную цикличность, и во время «высокого сезона» предприятиям нужны дополнительные вычислительные мощности. Держать их весь год на балансе накладно. Упустить «день, который год кормит» из-за недостатка серверных мощностей или места на дисках в корпоративном ЦОДе — еще дороже. Модель IaaS позволяет масштабировать ИТ-системы в нужное время. Еще более заметен этот эффект при внеплановой потребности в мощностях. В этом случае аренде облачных мощностей просто нет альтернативы — дорогие производительные устройства не так уж часто ждут покупателя на складе в нужном городе и в нужной комплектации. Вполне ожидаемо, что 39% респондентов отметили масштабируемость среди основных преимуществ облачной платформы.

Ускорение запуска новых проектов и решений

Возможность арендовать вычислительные мощности в зависимости от потребностей в них повышает и скорость выполнения заказов клиентов. Особенно это касается предприятий новой экономики, выполняющих для своих заказчиков какие-либо расчеты, например рендеринг трехмерного видео, обработку больших данных и т. д. Благодаря масштабируемости облачных систем такие предприятия могут оперативно реагировать на потребности заказчиков в новых услугах. И, согласно данным опроса, 56% респондентов отметили возросшую продуктивность своих компаний после перехода на облачную инфраструктуру. При этом, чем дольше компания пользуется IaaS, тем выше она оценивает эту модель: лишь 29% из числа тех, кто пользуется облачной инфраструктурой не более года, считают, что IaaS дает им преимущества, тогда как среди «опытных пользователей» положительный эффект отмечают 40%.

Дешевле, лучше, быстрее. Причем одновременно

Одно из важнейших преимуществ использования облачной инфраструктуры по модели IaaS — сокращение затрат на обслуживание ИТ-систем, об этом заявили 68% опрошенных во второй волне, что заметно больше, чем в первой (57%). ИТ-специалистам компании не нужно тратить силы на повседневное обслуживание серверов и систем хранения, заниматься установкой и обновлением программного обеспечения, решать проблемы с безопасностью. Всеми этими процедурами занимаются специализированные подразделения провайдера, стоимость услуг которых падает по мере роста масштаба обсуживаемых ими систем. Так что вполне можно сказать, что IaaS опровергает расхожее утверждение, будто быстро, дешево и хорошо одновременно не бывает. Снижение операционных расходов отметили 48% опрошенных.

Освобождение от рутинных задач, помимо прочего, дает возможность специалистам переключиться на проекты, приносящие реальную пользу бизнес-подразделениям, — например, запускать тестовые и инновационные проекты, совершенствовать работу имеющихся бизнес-приложений и создавать новые. Это преимущество IaaS отметили 46% респондентов.

Ценность для бизнеса

Помимо увеличения продуктивности своих организаций (которую, как уже говорилось, заметили 56% опрошенных), 52% респондентов отметили большую, чем при работе в собственном ЦОДе, безопасность данных. Инстинктивное беспокойство от того, что твои данные находятся «где-то», понятно, но по мере накопления опыта работы с облачными структурами респонденты убедились, что в специализированном дата-центре, созданном с учетом всех требований по обеспечению физической и кибербезопасности, сохранность данных и защита их от утечек реализована гораздо лучше, чем это могло быть сделано на стороне клиента. Кроме того, выросли быстродействие корпоративных систем (у 50% опрошенных), их доступность и скорость восстановления после инцидентов (это отметили 40% респондентов).

В результате две трети респондентов (66%) считают: компании, не инвестирующие в IaaS, будут отставать от тех, кто это делает. И уже почти половина компаний планирует задействовать облачную инфраструктуру для поддержки своего бизнеса в течение ближайших трех лет.

Опережая мировой рынок

Результаты исследования You & IaaS стоит взять на заметку и российским компаниям, поскольку IaaS быстро набирает популярность в России. Например, по прогнозам аналитиков Forrester, в ближайшие годы среднегодовой рост соответствующего отечественного рынка составит 18% (что существенно выше темпов роста мирового), и к 2020 году объем продаж «Инфраструктуры как услуги» достигнет 15,62 млрд руб.

Расширение экспертизы российских системных интеграторов по этому направлению также способствует развитию рынка IaaS в России. Так, компания «Софтлайн», один из ведущих российских провайдеров IaaS и MSP-партнер корпорации Oracle, предлагает полный спектр решений для управления рабочими нагрузками продуктов разных поставщиков, выполняя их на базе Oracle IaaS. Среди предоставляемых «Софтлайном» возможностей IaaS – сервисы облачных вычислений, объектного и архивного хранения, резервного копирования в облаке и др. Значимым прорывом для развития облачного рынка в России стал запуск облачных сервисов, поставляемых по модели Oracle Cloud at Customer, которые позволяют заказчикам развернуть публичные облачные сервисы в своем собственном дата-центре. В «Софтлайне» считают, что это предоставляет системному интегратору действенные инструменты для помощи крупным заказчикам в реализации цифровых преобразований. Наличие Oracle Cloud MSP-статуса позволяет партнеру и его клиентам по-новому подходить к вопросам предоставления и эффективного использования облачных сервисов.

По всем вопросам можно обращаться к экспертам компании Softline по адресу oracle@softline.ru


Теги: Облака Облачные сервисы IaaS Oracle Softline Новая гибридность с Oracle Cloud at Customer Партнерский материал
На ту же тему: