Аксиома рынка 2017 года: объемы данных растут. Однако данные не только растут, но и меняются. О том, какие типы данных будут востребованы в наступающем году, а также как их хранить их и как управлять ими, в своем блоге рассказал технический директор Hitachi Vantara Хью Йошида.
- Начало: тенденции в области виртуализации и Интернета вещей >>>
- Продолжение: тенденции в области интеллектуального хранения данных >>>
Хью Йошида: « В 2018 году системы анализа видеоконтента станут своего рода "третьим глазом" бизнеса ». |
Блокчейн: от моде к зрелости
В настоящий момент развитие технологий блокчейн обусловлено двумя факторами. Первый – активное использование криптовалют и впечетляющий рост биткоина. В 2017 году курс биткоина вырос со 1000 долл. до более чем 17 тыс. долл. на момент написания этой публикации! Всю последнюю неделю мы наблюдали лавинообразный рост этой криптовалюты: её стоимость увеличивалась на тысячу долларов менее чем за сутки. Одна из причин, определяющих рост популярности биткоина, – его распространение в странах, где остро стоит проблема гиперинфляции. Так, например, в Венесуэле или Зимбабве биткоин служит «стабильной» валютой, тогда как Япония и Сингапур сообщают, что намерены создать фиатные (то есть не имеющие самостоятельной стоимости. – Прим. ред. ) криптовалюты к 2018 году. Такие платежные системы будут управляться банками и контролироваться регулирующими органами. Конечные потребители будут использовать их для перевода средств частным лицам и электронных покупок. В свою очередь, чтобы управлять криптовалютными счетами, банки планируют нарастить информационные мощности.
Другой фактор развития блокчейна – применение этой технологии в финансовом секторе для решения задач, не связанных с криптовалютами . В следующем году в финансовых организациях постепенно войдет в практику использование систем блокчейн для реализации функций внутреннего регулирования, таких как KYC (информация о клиенте), CIP (программа идентификации клиентов), работа с клиентской документацией, обязательная отчетность и многое другое.
Кроме того, межбанковский перевод средств через абстрактные криптовалюты и блокчейн-журналы скоро выйдет за пределы тестовых транзакций. Так, недавний прорыв в криптографии – изобретение протокола доказательства с нулевым разглашением (Zero-Кnowledge Proof) – может устранить одно из самых серьезных препятствий для использования блокчейна в частном финансовом секторе, где данные о транзакциях не должны разглашаться. Прежде пользователи могли сохранять анонимность, однако верификация транзакций осуществлялась таким образом, что все участники сети могли видеть данные о транзакции. Это делало клиентов, и сами банки уязвимыми перед конкурентами, которые могли извлечь выгоду из информации о совершенной сделке. В 2017 году протокол доказательства с нулевым разглашением уже был внедрен в нескольких блокчейн-системах – например, zCash (ZEC) и Ethereum, и, по прогнозам, в 2018 году будет широко внедряться финансовыми учреждениями. Это может в корне изменить работу ИТ на предприятиях финансового сектора.
Блокчейн позволяет контролировать происхождение тех или иных данных благодаря тому, что историю любого материала или продукции в системе можно отследить вплоть до их первого появления. Поэтому в других отраслях, вероятно, начнут появляться прототипы систем со смарт-контрактами для сервисов контроля происхождения и подлинности различных документов. Эти технологии могут применяться в здравоохранении, государственном секторе, ретейле, выявлении контрафактных товаров и так далее. Можно будет, например, выяснить, где был создан тот или иной товар, отследить происхождение загрязненных продуктов питания или краденых денег, ценных бумаг или драгоценностей.
Эпоха биометрии
Проведенное в 2016 году исследование показало, что среднестатистический англоговорящий пользователь интернета имеет 27 разных учетных записей. А аналитики компании ITPro, к примеру, считают, что к 2020 году среднее количество отдельных учетных записей на одного пользователя может достичь уже 200! Если бы каждая такая учетная запись имела уникальный пароль, управление ими превратилось бы в кошмар. Подумайте о необходимости обновлять эти пароли каждые 90 дней: вам пришлось бы генерировать и отслеживать 800 паролей! В действительности большинство из нас использует одинаковые пароли для тех учетных записей, которые мы считаем не очень важными. К несчастью, хакеры осведомлены об этом, и, узнав один из паролей, они успешно используют его для взлома остальных учетных записей.
Доказано, что уже сейчас 20-символьный пароль можно с помощью искусственного интеллекта взломать за 20 минут. Даже если мы будем строго придерживаться рекомендованных практик создания и обновления паролей, их все равно можно узнать, атаковав стороннюю компанию, как это произошло с бюро кредитных историй Equifax. Таким образом, бизнес постепенно приходят к пониманию того, что объекты-посредники, используемые для нашей идентификации, – пароли, банковские карты, пин-коды – даже при использовании двухфакторной аутентификации можно взломать. Именно поэтому самый распространенный в США идентификатор гражданина – номер карты социального обеспечения – никогда не предполагалось использовать в качестве национального средства идентификации.
В различных отраслях, вероятно, начнут появляться прототипы систем со смарт-контрактами для сервисов контроля происхождения и подлинности различных документов. |
Производители смартфонов и некоторые финансовые компании стараются решить эту проблему с помощью биометрических данных человека. Так, правительство Индии сейчас реализует национальную программу идентификации, предусматривающую сканирование радужной оболочки глаза и снятие отпечатков пальцев. Однако при этом очень важно выбрать оптимальный вид биометрии, ведь если ваш отпечаток пальца был «скомпрометирован», его нельзя сбросить, как пин-код или пароль. Мы оставляем отпечатки пальцев повсюду, и легко представить, что злоумышленник может снять их и использовать в своих целях. Поэтому разработчики Hitachi рекомендуют использовать для биометрии не отпечаток, а рисунок вен пальца, который можно увидеть только в инфракрасном свете – это делает его куда более устойчивым к подлогу.
Курс на видеоаналитику
В 2018 году системы анализа видеоконтента станут своего рода «третьим глазом» бизнеса: эти технологии могут предоставить компаниям более глубокие знания о клиентах и рынке, высокую продуктивность и эффективность. Они будут востребованы в целом ряде отраслей, помимо традиционной охраны общественного порядка: от розничной торговли, здравоохранения и автомобильной промышленности до сферы образования и индустрии развлечений.
В сочетании с другой информацией из систем Интернета вещей (IoT) – например, данными GPS с сотовых телефонов и лентами публикаций в соцсетях – видеоданные могут дать предприятиям возможность проводить поведенческий анализ своей аудитории и ближе общаться с рынком. Так, розничные сети используют видео для анализа перемещения покупателей и времени пребывания в магазине – это позволяет им выялять закономерности поведения клиентов и, зная их, размещать товары на полках и координировать работу консультантов так, чтобы максимально повысить продажи.
В то же время компания Daicel, производитель насосов для автомобильных подушек безопасности и один из клиентов Hitachi, применяет видеоаналитику в системе менеджмента качества своих товаров, чтобы снизить затраты на исправление дефектов и устранить коренные причины неисправностей.
Эффективность видеоаналитики во многом зависит от качества входных данных: в следующем году бизнес будет внимателно относиться к тому, чтобы отчищать видео от шумов, стабилизировать изображение и использовать съемку в сверхвысоком разрешении. Таким образом, у технологий видеоаналитики есть все шансы быстро завоевать рынок: они просты в использовании, демонстрируют высокую окупаемость инвестиций и способны генерировать ценные для бизнеса знания.