Как прогнозируют в исследовательской фирме IHS Markit, количество устройств Интернета вещей, зажигающих «искру разума» в умных городах, в ближайшие десять лет вырастет в шесть раз.
Ожидается, что уже в нынешнем году поставки датчиков и интеллектуальных узлов, регистрирующих пешеходов и оценивающих загруженность дорог, а также измеряющих уровень загрязнения воды и воздуха, достигнут 202 млн штук, а к 2026 году они выйдут на уровень 1,4 млрд единиц.
«Рынок умных городов продолжает расти и, несмотря на свое нынешнее фрагментированное состояние, открывает отличные возможности для всех игроков», – указал автор отчета, старший аналитик направления умных городов и Интернета вещей IHS Markit Пабло Томази.
Под фрагментированностью Томази понимает широкий спектр различных проектов, разрабатываемых во всем мире, а также разнообразие технологий, предлагаемых городских сервисов и игроков, действующих в отдельных рыночных сегментах.
«Умные города притягивают множество проектов самых разных масштабов и направлений, – подчеркнул Томази. – При этом пилотных инициатив по-прежнему очень много – рынок продолжает тестировать модели и решения, оценивая полученные результаты».
С мнением Томази согласны и другие аналитики IDC, Gartner и прочих компаний. На проходившей в феврале выставке Mobile World Congress в Барселоне продукты и сервисы для умных городов были представлены целым рядом крупных поставщиков. Руководители этих компаний открыто признавали, что рынок поднимается медленно, хотя в прошлом году и наблюдался всплеск роста.
«В 2017-м и 2018 году во многих городах США рассчитывают от пилотных проектов перейти к полномасштабному внедрению средств, предлагаемых поставщиками технологий и инфраструктуры», – отметил на MWC генеральный менеджер направления умных городов AT&T Майк Зето. Компания AT&T продемонстрировала на выставке в Барселоне умные фонарные столбы со светодиодными светильниками, камерами и датчиками, разработанными в GE Current, подразделении, поставляющем устройства Интернета вещей в города США и Мексики. На другом стенде компания Verizon показывала датчики для фонарных столбов, используемые для отслеживания загруженности дорог, а также уличный киоск, обеспечивающий подключение к сети Wi-Fi и доступ к Интернету со встроенного дисплея.
Власти Сан-Диего уже приступили к оснащению 3200 уличных фонарей светодиодными светильниками и датчиками. Информация, поступающая с датчиков, должна помочь разработчикам в создании приложений для служб общего пользования, распространяющих сведения о загруженности парковок и загрязнении воздуха.
В Лос-Анджелесе фонарные столбы уже используются в качестве платформы для будущих умных технологий, в том числе для размещения датчиков распознавания выстрелов, помогающих полиции быстрее реагировать на криминальные проишествия.
Многие технологии, экспериментально внедряемые сегодня в городах, были разработаны еще десять лет назад, но в последние годы цены на устройства стали наконец снижаться. Одновременно наблюдается рост инициативы городских властей, которые конкурируют с другими городами в части технологического оснащения с целью повышения качества жизни и привлечения туристов.
К устройствам, учитываемым в прогнозе IHS Markit, относятся датчики, камеры, узлы, радиооборудование и другие компоненты, необходимые для сбора данных. Они выпускаются поставщиками сетевых технологий и производителями, которые разрабатывают как оборудование, так и выполняющееся на нем программное обеспечение. Не называя конкретных лидеров, Томази в своем прогнозе предположил, что процесс вытеснения слабых игроков будет долгим, а на рынке будут сосуществовать множество различных технологий, рассчитанных на разные сценарии использования.
«Умные города – дело далекой перспективы, а все, кто вовлечены в этот процесс, нацелены на долгосрочные результаты, – добавил Томази. – Чем сильнее инициативы умных городов затрагивают фундаментальные проблемы, стоящие перед городами и странами, тем вероятнее включение этих инициатив в повестку дня госструктур и коммерческих клмпаний».