Проведя в первой половине текущего года предварительное тестирование, компании IBM и Maersk представили промышленную версию распределенного реестра TradeLens, предназначенного для отслеживания глобальных перевозок. По словам их представителей, к реализации экспериментальных проектов приступили уже 94 участника, в том числе более 20 портов и операторов грузовых терминалов.
Разработанный совместными усилиями двух компаний распределенный реестр фиксирует сведения о поставках грузов при их убытии из пункта отправления, поступлении в порты, прохождении границ других стран и в конечном итоге приемки получателем.
В процессе транспортировки все участники цепочки поставок могут следить за перемещением грузов, получая с помощью реестра блокчейна информацию о времени их прибытия и прохождении таможенных процедур, а также о коммерческих счетах и коносаментах практически в реальном времени.
«Платформа уже зафиксировала свыше 160 млн событий, связанных с перевозками, – говорится в заявлении IBM и Maersk. – И этот объем ежедневно увеличивается еще примерно на миллион событий».
![]() |
Транспортные контейнеры прибывают в терминал порта. |
В информационных системах отрасли международных перевозок традиционно использовались бумажные юридические документы, а информация в электронном виде передавалась с помощью средств электронного обмена данными (electronic data interchange, EDI). Эта технология, применяемая на протяжении уже 60 лет, не позволяет, однако, получать требуемые сведения в реальном времени.
Кроме того, участники перевозок обменивались документами посредством электронной почты, факсов и курьерской доставки.
Если информация вводится или сканируется вручную, TradeLens может отслеживать критически важные данные о каждой поставке в цепочке, предлагая доступ к защищенным от изменения записям всем вовлеченным в этот процесс сторонам.
Некоторые грузовые декларации могут поступать в платформу TradeLens через API, благодаря чему производители и другие участники цепочки поставок своевременно получают нужную им информацию и обладают улучшенным видением процесса.
Наряду с экспедиторскими организациями, транспортными компаниями и логистическими фирмами на внедрение экспериментальных проектов TradeLens согласились более 20 портов и операторов терминалов, включая PSA Singapore, International Container Terminal Services, Patrick Terminals и Modern Terminals в Гонконге. В них участвуют также таможенные органы Нидерландов, Саудовской Аравии, Сингапура, Австралии и Перу.
![]() |
Контейнеры сгружаются с кораблей и складируются в портовых терминалах, после чего перегружаются на грузовики или железнодорожные поезда для доставки в конечный пункт назначения. |
«Таким образом, около 234 морских ворот либо уже имеют в своем распоряжении TradeLens, либо будут принимать самое активное участие во внедрении этого проекта», – говорится в заявлении IBM.
Терминал Modern Terminals в Гонконге получил статус партнера блокчейна TradeLens в начале текущего года.
«Цифровая документация, поддерживающая процедуру аутентификации, будет способствовать снижению цен и укреплению безопасности цепочек поставок», – указал в своем письме генеральный директор Modern Terminals Питер Левеск.
Будучи портовым оператором, Modern Terminals не испытывает потребности в отслеживании поставок за пределами своей операционной среды, но учитывает статус контейнеров, поступающих в терминал и покидающих его, в системе Terminal Operating System (TOS). Во многих случаях для отслеживания перемещения грузов используются средства EDI, беспроводные локальные сети и системы радиочастотной идентификации. Бизнес-подразделение компании в Гонконге обслуживает около 5,5 млн грузовых контейнеров в год.
![]() |
Грузовые контейнеры покидают порт по железной дороге. |
«Документация, сопровождающая контейнеры с грузами от производственных помещений до мест хранения, является весьма объемной, – отметил Левеск. – Распределенный реестр на базе блокчейна предлагает платформу, позволяющую просматривать и обновлять всю документацию практически в реальном времени в среде, безопасность которой обеспечивается авторизацией участников цепочек поставок. Таможня, коммерческие структуры и пограничники с высокой степенью уверенности могут сказать, что находится в коробке и кто ее грузит. После окончательного завершения разработки и тестирования Modern Terminals планирует стать постоянным пользователем этой системы. Пока же мы только приступаем к освоению технологии блокчейна для транспортной и логистической отрасли. Возможность улучшить передачу документов по всему миру я считаю хорошим началом. Интересно было бы посмотреть, что принесет нам разработка в течение следующего десятилетия».