Global CIO: зачем российским компаниям инновации

Денис Савенков убежден, что цифровая культура – это культура риска и экспериментов.

Источник: Global CIO


11:24 27.06.2018  (обновлено: 15:07 05.07.2018)   |   3363 |  Наталья Дубова |  «Открытые системы»

Рубрика Предприятие



На конференции сообщества ИТ-директоров обсуждали, почему бизнесу не выжить без инноваций и что нужно для того, чтобы их реализовать.

Конференция «На шаг впереди», организованная сообществом ИТ-директоров Global CIO, была посвящена инновациям и прошла в Инновационном центре «Сколково». Инкубатор прорывных идей в Сколково является одним из основных поставщиков технологий и компетенций для российских компаний, вставших на путь цифровой трансформации. Питч-сессии резидентов Сколково в рамках конференции дали возможность познакомиться с такими технологиями в области управления данными, искусственного интеллекта, виртуальной реальности, видеоаналитики, биометрии.

Однако «внешний контур» в виде партнерства с университетами и стартапами является важной, но не единственной составляющей системы создания и внедрения инноваций, которую выстраивают сегодня наиболее передовые представители российского бизнеса. Они уверены: типового ответа на вопрос, какие инновации принесут пользу бизнесу, не существует, каждая компания должна находить свой подход к инновационной работе. Но из этих же выступлений явно следовало, что общего в этой работе немало, и сходства проявляются в принципиальных вещах, а потому обмен опытом здесь очень полезен.

Как заметил Григорий Бакунов, директор по распространению технологий «Яндекса», инновации – это не для оптимизации расходов, а для максимизации доходов. Безусловно, высокая прибыль – ключевая цель любого бизнеса, но сегодня в условиях бешеных темпов технологического развития на высококонкурентных рынках внедрение инноваций становится, фактически, способом выживания. Банк, телеком-оператор или розничный магазин, не экспериментирующие с инструментами цифровизации, чтобы в конце концов применить наиболее жизнеспособные из них в продуктиве, рискуют просто потерять рынок.

Дмитрий Курин, директор Центра инноваций МТС, рассказал, что в компании выбрали для создания инноваций направления, которые обещают наибольшую капитализацию бизнесу. Традиционные телеком-услуги уже не являются тем мультипликатором, который обеспечивает высокую стоимость компании, поэтому идеи новых сервисов заимствуются у лидеров других рынков. МТС пробует себя в сфере облачных технологий, цифровых медицинских услуг (e-Health) и электронного обучения (e-learning), искусственного интеллекта.

Центр инноваций МТС – корпоративный акселератор, который аккумулирует идеи для развития бизнеса, приходящие извне (от стартапов и партнеров компании) и от сотрудников, проводит их экспертную оценку и является лабораторией для быстрого выращивания, тестирования и внедрения лучших проектов. Курин отметил, что такие пилоты не делаются ради опробации новых технологий – только в ответ на реальную проблему бизнеса. «На инновации всегда должен быть внутренний заказчик», — подчеркнул он.

С этим согласился Андрей Шатилов, директор Центра R&D «Сбербанк Технологии». В его компании на протяжении шести лет работал Центр технологических инноваций, по опыту которого среди ключевых условий успеха пилотных проектов – четко определенные бизнес-заказчик и цель, причем последняя должна быть связана с совершенствованием существующего продукта или созданием нового, а не желанием испытать технологическую новинку.

Сейчас в Сбертехе структура работы с инновациями изменилась – вместо единого центра организованы несколько лабораторий по направлениям, включая искусственный интеллект, Интернет вещей, виртуальную и дополненную реальность, блокчейн и другие. Сюда же входит и Центр R&D, ведущий исследования на перспективу. Всего в инновационном портфеле Сбертеха на 2018 год – более 200 инициатив.

И в МТС, и в Сбербанке понимают, что работа с инновациями – это неизбежный риск, и потому ее важная составляющая — способность принимать неудачи и выносить из них уроки. Корпоративные акселераторы обеспечивают организационную и инструментальную среду для тестирования гипотез без больших затрат. Однако главное условие успеха инноваций – люди, способные генерить идеи и заражать ими других.

В том, что цифровая трансформация – это прежде всего трансформация корпоративной культуры, и ее успех определяется желанием и способностью сотрудников меняться самим и менять компанию, убежден и Денис Савенков, заместитель генерального директора по развитию ИТ НПО «Энергомаш», ведущего международного поставщика ракетных двигателей. По его словам, предприятие объективно занимает лидерские позиции в мировой космической отрасли, и это часто приводится как аргумент против каких-либо перемен.

Тем не менее, «Энергомаш» ставит своей стратегической целью создание цифрового предприятия к 2020 году на принципах Индустрии 4.0 и видит в такой трансформации единственный способ ускорения создания и вывода на рынок новой продукции и снижения ее себестоимости, для того чтобы закреплять свое лидерство. Савенков рассказал, что «для расшатывания устоев» и формирования инновационной корпоративной культуры в компании также создан акселератор – цифровая лаборатория, призванная мобилизовать все ресурсы внутри и вовне для получения и тестирования лучших идей. На «Энергомаше», как и в ведущих коммерческих компаниях, отдают себе отчет в том, что создаваемая цифровая культура – это культура риска и экспериментов и стремятся сформировать комплексную систему, которая поощряет инициативу и одновременно обеспечивает управление рисками.


Теги: Сколково Global CIO Цифровая экономика
На ту же тему: