В последние месяцы много чернил было пролито вокруг критики роли Facebook в распространении новостей. В среду компания анонсировала новый пакет инициатив, направленный на улучшение взаимодействия с журналистами и средствами массовой информации.
Проект Facebook Journalism Project имеет три основных составляющих. Во-первых, компания разрабатывает новые функции, которые должны помочь издателям более эффективно использовать социальную платформу для публикации и продвижения своих материалов и развития бизнеса.
Во-вторых, Facebook работает над созданием новых инструментов, которые помогут журналистам размещать в социальной сети свои репортажи и лучше понять открывающиеся перед ними возможности. В-третьих, компания намерена пресекать распространение ложной информации и разъяснять пользователям, каким материалам можно доверять.
Новые инициативы должны помочь Facebook справиться с растущей волной критики в отношении слабого управления распространением новостей. Один из ключевых посылов состоит в том, что в ходе реализации проекта социальная сеть заинтересована в поддержании контактов с журналистами и не собирается навязывать им что-то сверху.
Изменения планировались по итогам переговоров о роли Facebook в экосистеме новостей. До сих пор компания предлагала свою платформу для распространения информации, но отвергала при этом свою ответственность за размещаемый там контент. Новые инициативы являются признанием Facebook того, что определенный уровень ответственности лежит и на ней.
Многие связывают начало реализации данного проекта с критикой, обрушившейся на Facebook за публикацию недостоверных новостей во время выборов в США, однако переговоры о внесении изменений начались еще до этого.
«Проводимые реформы могут стать неплохим первым шагом со стороны Facebook, особенно если учесть усилия, которые компания прилагает к совершенствованию своей платформы, разработке новых продуктов и инструментов, а также к организации обучения, – отметил генеральный директор IDG Communications Майкл Фриденберг. – Думаю, это хорошая отправная точка. Посмотреть на все, что связано с бизнес-моделью и областями монетизации, было бы очень полезно, независимо от того, что уже сделано».
В целях укрепления сотрудничества с журналистами компания намерена анализировать отзывы и от издателей. В этом году у Facebook уже запланированы обсуждения продуктов и встречи с издателями в США и Европе, которые должны помочь ей понять, как выстраивать свою работу со СМИ и отдельными журналистами.
«Особый интерес мы проявляем к распространению местных новостей, – подчеркнула директор Facebook по продуктам Фиджи Симо. – И, хотя новые инициативы находятся пока на самой начальной стадии, Facebook заинтересована в сотрудничестве с издателями и журналистами, которое помогло бы ей продвигать контент для локальных пользовательских сообществ».
В частности, объявлено о совместной с рядом новостных изданий разработке новой функции, позволяющей объединять несколько материалов в формате Instant Articles в одной публикации Facebook. Вместе с немецким издательством Bild компания намерена интегрировать в Instant Articles пробную подписку, которая поможет увеличить доходы издателей, получаемые от распространения новостной информации в социальной сети.
К платформе мониторинга социальных медиа CrowdTangle, которую Facebook приобрела в ноябре, разрешено будет обращаться бесплатно. Ранее этот сервис требовал платной подписки и использовался издателями Vox Media и NPR.
Для борьбы с распространением недостоверных сведений компания запускает социальную рекламу, которая должна помочь ее пользователям стать информированными потребителями новостей. Долгосрочные цели предполагают поддержку организаций, повышающих новостную грамотность пользователей Facebook, с возможным предоставлением им финансовых грантов.
Наряду с этим противодействие распространению ложных материалов предусматривает сотрудничество с организациями, которые будут осуществлять быструю проверку новостей в Facebook.
Но хотя все эти изменения способны развеять опасения о связях Facebook с недобросовестными журналистами, они не решают основной проблемы. Сегодня Facebook – один из крупнейших источников мировых новостей, имеющий сотни миллионов активных пользователей.
С помощью своей платформы компания управляет потоками информации и может менять их прохождение по своему усмотрению. В прошлом году, например, Facebook объявила о сокращении числа новостей в пользовательской ленте и формировании их рейтинга на основе оценок, выставленных пользователями.
Одно только это изменение в алгоритме способно оказать гораздо большее влияние на состояние новостей в Facebook, чем все остальные инициативы, вместе взятые. Осталось лишь посмотреть, что мы получим в итоге.