Компании всего мира вроде бы восторженно приняли идею о преобразовании бизнеса с помощью цифровых технологий. Одни пустились разрабатывать мобильные приложения, другие – внедрять новые аналитические инструменты. Независимо от размеров инвестиций все эти компании нацелены на успех – но добиться его не так просто.
К примеру, некий банк решает дать своим клиентам возможность получать кредиты с помощью мобильного приложения. С одной стороны, информация о заявке на кредит будет поступать в банк быстрее, чем когда-либо. Но с другой – внедрение мобильной технологии никак не сказывается на внутренних процессах банка: процесс одобрения или отклонения кредитной заявки по-прежнему занимает три недели. Приложение – ход новаторский, но банк работает по-старому, его продуктивность никак не изменяется. В цифровом мире, где все должно происходить немедленно и автоматически, клиент неизбежно выберет тот банк-конкурент, который рассмотрит его заявку быстрее.
Успех бизнеса зависит не только от технологий
«Для подлинных преобразований требуется нечто большее, чем технологии, — уверена Ирина Яхина, директор по технологиям Hitachi Data Systems (HDS) в North EMEA, — Цифровая трансформация предприятия – это еще и трансформация его рабочих процессов, акцентирование внимания не на инфраструктуре, а на результатах».
Ирина Яхина: «Для подлинных преобразований требуется нечто большее, чем технологии» |
Почти пять миллиардов человек на планете всегда имеют под рукой мобильный телефон или компьютер. Все эти люди – клиенты каких-то компаний, но их цифровой образ жизни не всегда может стать катализатором продуктивности бизнеса. Что же этому препятствует? Предприятия просто не изменяют свои процессы таким образом, чтобы полностью реализовать потенциал новых технологий.
Большинство компаний хотят быть современными: интернет-сайт, мобильное приложение, возможность интерактивно общаться с клиентами и даже системы, собирающие о потребителях данные, которые могли бы послужить достижению каких-то маркетинговых высот. Это и есть так называемый «цифровой фасад» – на первый взгляд компания открывает себе и своим клиентам новые возможности для развития, однако в итоге затраты на создание инновационной инфраструктуры не окупаются.
Цифровые технологии не будут работать без переосмысления бизнес-процессов
Бизнес начал настоящую «охоту за данными»: технологии сбора и обработки Больших данных становятся все более популярными и пророчат использующим их компаниям невероятные перспективы. Аналитика в режиме реального времени, прогностическое принятие решений, возможности решений Интернета вещей – все это означает получение серьезных конкурентных преимуществ. Или не значит ничего, если компания не собирается преобразовывать свои бизнес-процессы так, чтобы они позволяли оперативно действовать, опираясь на новые данные.
Возможность модернизировать базовые системы с помощью инновационных приложений и сверхбыстрых вычислений в оперативной памяти – один из ключей к цифровому преобразованию. В таком случае следующим шагом была бы интеграция новых технологий в единую бизнес-архитектуру и отслеживание реальных показателей увеличения производительности бизнеса. Но если на предприятии установлены устаревшие системы и базы данных, компания застопорится на самом первом шаге – несовременное оборудование станет препятствиями для сверхбыстрого взаимодействия со средствами анализа данных в оперативной памяти.
Транспорт как опора
Один из самых высоких уровней инноваций сегодня – в отрасли общественного транспорта. Это неудивительно: ритм жизни людей ускорился, и пассажиры стали более требовательно относиться к качеству услуг – при малейшем сбое в расписании движения транспорта они требуют немедленной реакции.
Один из самых высоких уровней инноваций сегодня – в отрасли общественного транспорта. |
«Компания Hitachi Data Systems много взаимодействует с заказчиками из транспортного сектора, – рассказывает Ирина Яхина. – Мы обратили внимание, что в целом наши клиенты имеют представление о предиктивной аналитике и заблаговременном исправлении неполадок, могут удаленно узнавать о нештатных ситуациях с инфраструктурой и даже пользуются моделями скользящего бюджетирования. В то же время нас поразило, насколько разрозненно и несогласованно используются эти знания: заказчики знают, как работает предиктивная аналитика, но не умеют применить ее на реалии своей компании».
Советы для всех
Основываясь на опыте общения с транспортными организациями, компания Hitachi Data Systems вывела перечень рекомендаций для того, чтобы сделать цифровые технологии способом получения прибыли, вместо того, чтобы растрачивать средства на приобретение «цифровых фасадов». Эксперты компании считают, что умение обобщать полученную аналитику – лишь капля в море от того, что могут дать данные в реальности. Помимо обобщающей аналитики компаниям необходима маневренность, то есть специалисты должны консолидировать информацию в реальном времени, чтобы постоянно сопоставлять фактические показатели с бюджетами и прогнозами и даже корректировать и моделировать их в процессе анализа.
«Транспорту нужно добиться одновременного существования трех составляющих технологического успеха. Первая – контроль внештатных ситуаций в поездах, автобусах, вагонах метро. Вторая – сокращение затрат на ремонт и обслуживание за счет предупреждающей аналитики и прогнозирования поломок. Третья – управление задержками в расписании, основанное на использовании геопространственных данных. Впрочем, осознанное осуществление цифровой трансформации позволит построить подобную модель для предприятия из любой отрасли», – уверена Ирина Яхина.