Цифровая трансформация предприятий различных отраслей в ближайшие годы будет ключевой тенденцией в области ИТ, считают аналитики IDC. В поисках новых возможностей для снижения издержек, повышения производительности, удержания прежних и привлечения новых клиентов, повышения привлекательности имеющихся и разработки новых продуктов и услуг предприятия будут активно использовать возможности ИТ. Причем это будет не просто автоматизация: чтобы сохранить устойчивость в высококонкурентной среде, предприятия внесут важные изменения в различные аспекты своей деятельности.
Согласно прогнозам IDC, в ближайшие два года цифровая трансформация затронет две трети компаний из списка Forbes Global 2000, став для них основным стратегическим направлением для роста и получения прибыли. Больше половины ИТ-бюджетов предприятий будет расходоваться на поддержку проектов цифровой трансформации, причем к 2020 году этот показатель достигнет 60%.
Алексей Федоров, руководитель направления облачных сервисов компании IDC, выступая на конференции «Цифровая трансформация в действии», проведенной в середине февраля совместно с Cisco Systems, отметил следующие основные направления преобразований в бизнесе в рамках цифровой трансформации: изменение подходов к работе с клиентами и рынками, создание новых бизнес-моделей, улучшение процессов и производительности организации, а также применение современных технологий. Трансформация затронет все структуры и аспекты бизнеса: руководство и сотрудников, бизнес-процессы и информацию, которой располагают компании. Не останутся в стороне и экосистемы партнеров и клиентов – их тоже ждут перемены.
Цифровая трансформация уже оказывает серьезное влияние в секторах транспорта и логистики, телекоммуникаций, банковском, медийном, в розничной торговле, гостиничном бизнесе и ряде других. Основой успеха становится синергетический эффект, получаемый благодаря симбиозу новых бизнес-моделей и технологий, среди которых наиболее значимыми будут облака, Большие Данные, мобильные технологии, социальные сети и Интернет вещей.
В частности, облачные технологии позволят предприятиям обновить инфраструктуру, получить в свое распоряжение надежную, масштабируемую платформу и обеспечить поддержку мобильных приложений множества клиентов, предоставив им онлайн-доступ к различным услугам. Большие Данные дадут возможность получить дополнительные сведения о клиентах, обеспечить быстрое принятие решений, в том числе с применением мощных средств предсказательной аналитики, и добиться персонализации товаров и услуг, адресованных клиентам. Мобильные технологии обеспечат доступ сотрудников к данным и процессам, где бы они ни находились, и – что гораздо эффективнее – возможностью перейти к новым, оптимизированным процессам. Клиенты в свою очередь с удовольствием воспользуются дополнительными каналами получения товаров и услуг. Социальные сети позволят бизнесу наладить обратную связь с клиентами, повысить уровень их удовлетворенности и лояльности к бренду, а клиентам – получить дополнительные каналы информирования о товарах и услугах. Весьма многообещающим видятся перспективы Интернета вещей: предприятиям эти технологии дадут возможность собрать данные о процессах и об использовании клиентами продуктов и услуг, ну а клиентов ждет широкий спектр новых товаров и полезных возможностей, о которых они и не мечтали.
Примеры цифровой трансформации можно найти не только в зарубежной практике, но и в российской. В частности, в банке «Хоум Кредит» внедрение сервиса Cisco Jabber позволило значительно повысить производительность сотрудников и оперативность принятия управленческих решений, увеличив количество полезного рабочего времени сотрудников банка благодаря доступу ко всему спектру сервисов коммуникаций посредством различных клиентских устройств – ПК, ноутбуков, мобильных гаджетов.
Федоров отметил и ряд других инициатив в области цифровой трансформации. Примером структурных преобразований может послужить создание подразделений для реализации проектов по переходу в цифровой мир в Сбербанке и «ВымпелКоме». Трансформацией технологических основ бизнеса отличались проекты разработки программных платформ для интеграции с участниками рынка в компаниях Visa, Accor Hotels и Telecom APIs.
Яркий пример взаимодействия с экосистемой партнеров – «Тинькофф Банк», делающий ставку на стартапы: он регулярно придумывает для них различные активности, в первую очередь конкурсы, чтобы найти инновационные идеи и новые модели получения прибыли. Часть понравившихся стартапов банк приобретает, встраивая в свой бизнес, другую часть поддерживает посредством фондов.
Статья подготовлена в сотрудничестве с Cisco