В начале года и Microsoft, и AWS сообщили весьма впечатляющие цифры роста облачных доходов. Microsoft, к примеру, похвасталась тем, что по темпам роста почти в два раза опережает своего ближайшего конкурента и лидера рынка, Amazon Web Services.
В четвертом квартале 2017 года компания Amazon Web Services сообщила о том, что по итогам года может преодолеть рубеж в 20 млрд долл. Квартальный оборот ее достиг 5,1 млрд долл., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 45%.
У Microsoft во втором квартале 2018 финансового года объемы продаж Azure выросли на 98%, а оборот продуктов и услуг для «интеллектуального облака» увеличился на 56% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, достигнув 5,3 млрд долл. Помимо всего прочего сюда относятся облачные версии офисных приложений Office и систем CRM Dynamics, что затрудняет сопоставимое сравнение оборотов AWS и Azure.
Компания AWS была основана в 2006 году в качестве облачного подразделения Amazon, и ее результаты публикуются родительской компанией отдельно.
Технологический гигант, основанный в 1975 году, также намерен совершить прорыв на облачном рынке. К этой группе решений в корпорации относят Windows Server, SQL Server, System Center и Azure.
Так что же, Microsoft действительно догоняет AWS?
Вице-президент компании Netscout по вопросам мониторинга программного обеспечения Майкл Сегал считает, что так оно и есть.
«Azure предстоит пройти еще долгий путь для того, чтобы потеснить AWS, но Microsoft постепенно обретает силу, ставя своей целью со временем стать игроком номер один на рынке облачных сервисов и опережая при этом Google и IBM, – подчеркнул он. – Инвестиции Microsoft в Azure окупаются благодаря увеличению числа организаций, переносящих свои сервисы и приложения в публичные облака».
Впрочем, если исходить из абсолютных цифр, а не показателей роста, Azure отстает довольно сильно. Даже при весьма щедрых оценках квартальных продаж Azure на уровне 5,3 млрд долл. следует признать, что Microsoft уступает AWS с оборотом в 5,1 млрд долл. за тот же период.
Главный аналитик Forrester Дэйв Бартолетти утверждает, что оборот AWS по итогам календарного года составляет 18 млрд долл., а у Azure за вычетом Office 365 и других доходов, не имеющих непосредственного отношения к платформе – 12 млрд долл.
«Да, в условиях низкой базы Azure растет быстрее, но, с нашей точки зрения, рост AWS по-прежнему весьма высок даже при нынешних размерах этой компании, – подчеркнул он. – Вместе с тем, Azure, как и AWS, активно развивается в глобальном масштабе, а многие сервисы Microsoft по своему функционалу вполне сравнимы с сервисами Amazon. Azure агрессивно осваивает глобальные регионы и наряду с AWS ведет строительство глобальных ЦОД. Это здоровый и перспективный рынок, на котором Azure очень хорошо проявляет себя».
Пока можно констатировать, что AWS является безусловным лидером рынка, а Microsoft демонстрирует наивысшие темпы роста в условиях низкой базы. Природа финансовых отчетов Microsoft не позволяет непосредственно сравнивать двух игроков на поле IaaS, где позиции AWS традиционно сильны, но двукратное превосходство Azure над AWS в темпах роста (98% против 45%) позволяет говорить о том, что разрыв все же сокращается.
Генеральный директор Microsoft Сатья Наделла, будучи известным сторонником облачных технологий, стремится уделять серьезное внимание и развивающимся технологиям Интернета вещей и машинного обучения. Благодаря его усилиям Microsoft добилась весьма серьезных успехов на рынках Великобритании и Германии.
«Наши инвестиции в Интернет вещей, данные и облачные сервисы искусственного интеллекта во многом способствуют дальнейшему ускорению роста, – заявил Наделла, комментируя финансовые итоги очередного квартала. – Предлагаемые нами инновации стимулируют спрос на сервисы более высокого уровня и помогают нам усиливать свое присутствие во всех регионах мира. Очередной этап облачного роста только начался, и темпы его будут только увеличиваться по мере увеличения спроса. Мы ясно видим, что все началось в США, а теперь к этому процессу присоединяются Германия и Великобритания. Определенные направления, например, Интернет вещей, в Германии развиваются очень активно. Особенно заметно это в среде промышленных предприятий, создающих умные фабрики».