Компания DocuSign намерена избавить мир от пересылки бумажных документов на далекие расстояния, упростив их электронную подпись, которая будет применяться при аутентификации и обмене электронными документами как организациями, так и частными лицами.
Поначалу компания ориентировалась на сферу недвижимости, но теперь предлагает свои услуги предприятиям самых разных отраслей, в том числе банковской, фармацевтической и телекоммуникационной. В партнерстве со Stripe она намерена также освоить сектор онлайн-платежей.
Система DocuSign Payments позволит организациям получать платежи и подписи одновременно. Предлагаемая технология упрощает проведение платежей с помощью всех популярных систем банковских карт, а также Apple Pay, Android Pay и Paypal. Приложения сервиса могут охватить сферу аренды автомобилей, сдачи недвижимости, а также распространения страховых полисов.
Основой для развития рынка электронных подписей стал бум глобального бизнеса и транзакций электронной коммерции. При этом предприятия озабочены вопросами безопасности и ищут средства управления цифровыми транзакциями, которым можно было бы доверять.
Приближающееся IPO вызывает дополнительный интерес к этому сектору, а некоторые конкуренты уже пытаются извлечь из этого дивиденды и для себя.
«Надвигающееся IPO привлекает вполне заслуженное внимание к отрасли электронной подписи, оцениваемой в 25 млрд долл., и ее лидерам, в том числе к предлагаемому нами сервису eSignLive», – заявил Скотт Клементс, генеральный директор компании Vasco, конкурирующей с DocuSign.
IPO, которое готовит DocuSign, может побудить другие частные компании (например, Secured Signing), работающие на рынке электронных подписей, последовать ее примеру.
В 2015 году наибольшей популярностью пользовались средства электронной подписи, развертываемые в собственной ИТ-среде клиента. На них приходилось 60% оборота рынка.
Сегодня активно развиваются облачные решения, позволяющие добавлять подписи к документам в удаленном режиме. Ожидается, что после 2022 года эти модели, толкающие рынок вперед, займут на нем доминирующее положение.
Средства простановки электронной подписи все чаще предлагаются в рамках модели SaaS. Индивидуальным потребителям DocuSign предоставляет соответствующую технологию в своем приложении бесплатно, а предприятия могут оформить подписку на получение необходимых им услуг. В рамках тарифного плана Business Pro стоимостью 33 фунта стерлингов в месяц организация получит весь необходимый функционал для подписи документов и удаленного проведения платежей.
По оценкам Business Insider, в период с 2017-го по 2023 год объемы продаж на мировом рынке электронных подписей будут ежегодно увеличиваться на 34,7% и к концу этого периода достигнут 9 млрд долл.
В настоящее время рынок электронных подписей растет очень быстрыми темпами, но в перспективе он может столкнуться с конкуренцией со стороны средств биометрической аутентификации, обеспечивающих распознавание на основе голоса или отпечатков пальцев.
Некоторые компании, работающие на рынке электронных подписей, (например, Icon UK) уже интегрируют в каждую подпись на бумаге биометрическую информацию о ритме написания, давлении и т.д.
Соответствующая культура получает все более широкое распространение. Исследование, проведенное IBM, показало, что 87% людей в ближайшей перспективе будут чувствовать себя достаточно комфортно, используя средства биометрической аутентификации.
В DocuSign утверждают, что у них насчитывается свыше 200 млн пользователей по всему миру, а объем продаж компании за последний год вырос на 39%, до 485 млн долл.
Компания подходит к порогу, который считается приемлемым для проведения IPO. «Наш операционный денежный поток обеспечивает нам безубыточность», – отметил генеральный директор DocuSign Дэн Спрингер в интервью MarketWatch в 2017 году, где обсуждалась подача заявки на проведение IPO в начале 2018 года.
Тем не менее, по итогам последнего финансового года компания сообщила об убытках в размере 52 млн долл., пускай и меньших по сравнению с убытками в 115 млн долл., полученными в предыдущем году. Инвесторов предупредили, указав, что у DocuSign «долгая история операционных убытков, в связи с чем достичь прибыльности в будущем или удержаться на этом уровне, возможно, и не удастся». Впрочем, подобные заявления в преддверии IPO для технологических компаний – не редкость.
При наличии таких конкурентов, как Adobe Sign и Secured Signing, компании DocuSign удалось увеличить в 2016 году свою долю на рынке электронных подписей до 40%. В 2017 году она заняла четвертое место в списке Forbes Cloud 100, где были представлены лучшие частные облачные компании мира. Продукты DocuSign интегрированы с технологиями Apple, Google, Windows и SalesForce, предлагается и целый ряд мобильных приложений.
В 2011 году DocuSign выпустила бесплатное приложение для Apple iOS, Google Android и Windows Phone, и в настоящее время по итогам 18 тыс. отзывов имеет в App Store рейтинг 4,9.
DocuSign получает финансирование от инвестиционных фондов Bain Capital и ClearBridge Investments, а также от компаний, которым она предоставляет свою технологию, в том числе от Salesforce, Apple и Dell.
В статусе частной компании DocuSign работает уже на протяжении 15 лет. Сегодня это уже нельзя назвать отклонением от нормы. Все больше технологических компаний предпочитают откладывать проведение IPO.
В 2017 году заявку на IPO подали всего 27 технологических компаний, тогда как в 2013 году таковых насчитывалось 50. Чем объяснить такое положение дел при наличии 171 частного гиганта с венчурным финансированием, оцениваемого в сумму свыше 1 млрд долл.
Одной из причин может быть неудовлетворительное IPO известных компаний, таких как Snapchat и Blue Apron, в 2017 году. Обе они завершили год с капитализацией ниже, чем после выхода на публичный рынок. Другая связана с доступностью существенных объемов финансирования, предоставляемого 100-миллиардным фондом Softbank и прочими. Однако в 2018 году, после успешного дебюта Dropbox на рынке ценных бумаг ситуация для DocuSign может измениться.
К технологическим компаниям, которым в 2018 году удалось успешно провести IPO, относятся также Spotify и разработчик корпоративного программного обеспечения Zuora. Оценка технологических компаний, вышедших в 2018 году на IPO, уже достигла 7 млрд долл. – это больше, чем в 2015 и 2016 годах вместе взятых. И хотя ориентированные на потребительский рынок технологические гиганты Uber, Airbnb и Pinterest в последние годы обсуждают тему IPO неохотно, они вполне могут стать следующими в этой очереди. Генеральный директор Uber Дара Хосровшахи заявил, что его компания, оцениваемая сейчас в 68 млрд долл., планирует выйти на IPO в 2019 году. Lyft и Airbnb также сигнализируют о подготовке к этому процессу.