В условиях роста и дефрагментации




На Российском мобильном конгрессе прозвучали советы разработчикам ПО

13:30 28.10.2013   |   1810 |  Дмитрий Гапотченко |  Computerworld Россия



По списку участников и тематике конференций выставки SofTool, проводимой уже почти четверть века, всегда можно определять наиболее актуальные темы для российской ИТ-индустрии.

Кирилл Раннев Embarcadero
Кирилл Раннев считает, что на стремительно меняющемся мобильном рынке помогут кросс-платформенные средства разработки

По списку участников и тематике конференций выставки SofTool, проводимой уже почти четверть века, всегда можно определять наиболее актуальные темы для российской ИТ-индустрии. В последнее время среди самых горячих — электронное государство в различных его ипостасях, мобильность, Большие Данные и средства их обработки. Темы эти логично связаны между собой, поскольку государство — крупнейший держатель данных, оно нуждается в средствах обработки накопленной им информации и обмена ею и с гражданами и предприятиями. Которые, в свою очередь, взяли курс на мобилизацию, «смешивая» в рамках концепции BYOD личное с корпоративным.

Неудивительно, что на XXIV выставке SofTool, прошедшей 21-23 октября, самый большой стенд был у Министерства государственного управления, ИТ и связи Московской области. На втором по размеру стенде, принадлежащем «1С», также немало внимания было уделено взаимодействию с государством и облакам. И в целом разработки, продемонстрированные участниками выставки, в той или иной степени касались упомянутых горячих тем.

Экспозиции SofTool 2013 сопровожались конференциями, посвященными мобильности, облакам и Большим Данным. Первое из этих мероприятий, Российский мобильный конгресс, проведенный Национальным открытым университетом ИНТУИТ, издательством «Открытые системы» и оргкомитетом SofTool при поддержке РФФИ, прошло в день открытия выставки. По ряду причин академическая наука и госсектор были представлены в меньшей степени, чем планировалось, и это печально: Москва — город в плане информационных технологий передовой, ее органы власти располагают богатой ИТ-инфраструктурой, в частности в городе создана единая мобильная платформа, на которой базируются семь муниципальных мобильных приложений (600 тыс. пользователей, 10 тыс. загрузок в месяц) и более четырех десятков массовых сервисов SMS/USSD (2,2 млн пользователей, 600 тыс. SMS в месяц).

Как всякий быстроразвивающийся рынок, рынок мобильной разработки стремительно меняется. Кирилл Раннев, глава российского офиса Embarcadero, отметил, что меняется аппаратная платформа — продажи планшетов в этом году, по некоторым прогнозам, опередят продажи ноутбуков, по крайней мере в количественном выражении. Это, а также то, что рынок настольных систем пребывает в хроническом упадке, привело к тому, что платформа Windows лишилась былого доминирования — ее потеснили операционные системы Apple и различные вариации Android.

Впрочем, в последний год империя нанесла «ответный толчок» — во втором квартале 2012 года доля мобильных версий Windows была около 1%, во втором квартале текущего – уже 4%. Это пока несравнимо с долями укрепляющей свои позиции Android (62,6%) и даже их теряющей iOS (32,5%), но тенденция налицо. Если учесть, что рынок Android весьма сегментирован по производителям и даже версиям операционной системы, то задачи, стоящие перед разработчиками мобильных приложений, становятся еще более сложными. Одним из возможных средств их решения Раннев считает кросс-платформенную разработку.

Ряд небезынтересных советов для создателей мобильного ПО дал Дмитрий Мартынов, региональный менеджер программ взаимодействия с разработчиками компании Google. Один из них — учитывать то, что продажи планшетов растут гораздо быстрее продаж смартфонов и, что еще более важно, их владельцы куда активнее. Например, сейчас в России в Сеть выходят, по данным J'son & Partners Consulting, с 22,5 млн смартфонов и 2,5 млн планшетов. Однако первая величина за год выросла на 88%, вторая — на 733%. А «планшетный» трафик почти в полтора раза (450 Мбайт в месяц) больше «смартфонного» (303 Мбайт в месяц). Многие разработчики же, по словам Мартынова, до сих пор ориентируются на смартфоны, отчего на устройствах с большим экраном их продуктами неудобно пользоваться.

Посоветовал он задуматься и о грамотном продвижении приложения, чтобы оно не затерялось на фоне сотен других. В частности — о понятном и корректном («без излишней SEO-оптимизации») представлении продукта в магазине, о его локализации, простоте установки.

Следует также ограничить аппетиты своему ПО по части прав — ни к чему, например, требовать допуска программного обеспечения к телефонной книге, если это ему не нужно. Пользователя это отпугнет сейчас и может, если он все-таки установит приложение, создать проблемы с безопасностью в будущем. Кроме того, необходимо, чтобы программа не потребляла много ресурсов в фоновом режиме и корректно восстанавливала свое состояние, будучи прервана, например, телефонным звонком.

Говоря о кросс-платформенной разработке, Мартынов призвал внимательно оценить выигрыш от ускорения выхода продукта на рынок и риски, связанные с использованием «неродных» приложений.

Все эти советы на первый взгляд касаются разработки ПО для открытого рынка. Однако разработчикам корпоративных мобильных программ тоже стоит задуматься. Пока внедрение мобильности не встречает сопротивления сотрудников, как это обычно бывает при навязывании технологических новшеств. Однако сейчас наличие корпоративного смартфона или планшета воспринимается как свидетельство статуса сотрудника. Когда же мобильность станет не привилегией, а рутиной, у пользователей наверняка найдется изрядно претензий к недостаточно удобному ПО.


Теги: показывать на главной Самое интересное switchbox