Опережая на два года




В развитии системы глобального позиционирования Европа идет по стопам России

16:19 19.04.2013  (обновлено: 12:45 06.05.2013)   |   980 |  Валерий Коржов |  Computerworld Россия

Рубрика Индустрия



На седьмом форуме по спутниковой навигации «Навитех 2013» представители отечественных компаний и официальные лица говорили о внедрении технологии ГЛОНАСС в различные отрасли российской экономики, в то время как европейские выступающие еще обсуждали свои планы по созданию спутниковой группировки. Это позволило Николаю Лебедеву, президенту компании «Транзас», утверждать, что Россия по навигационным технологиям на два года опережает Европу. В частности, инфраструктура транспортной безопасности, которая создается в рамках целевой программы «ЭРА-ГЛОНАСС», хотя и гармонизирована с европейской системой eCall по протоколам, должна заработать уже в начале будущего года.

Дмитрий Рогозин
Дмитрий Рогозин: «Россия должна дать точный навигационный сигнал своим партнерам»

«Мы стремимся расширять спектр услуг, предоставляемых нашим партнерам», — отметил на открытии форума Дмитрий Рогозин, вице-премьер РФ.

«Ситуация такова, что мы можем предложить уже проверенные собственные технологии европейским потребителям и фактически захватить европейский рынок навигационных систем», — прокомментировал положение дел Лебедев. Сама компания «Транзас» поставляет навигационные приборы для различных видов транспорта, и доля ее продукции на мировом рынке навигационного оборудования составляет более 30%.

Действительно, пока европейская система навигации Galileo состоит только из четырех спутников, причем запущены они были с помощью российских ракет-носителей «Союз». Задействуя эти спутники, Евросоюз пока только тестирует возможность построения навигационной системы: проверяется синхронизация времени, параметры ионосферы, а также оценивается общая возможность дальнейшего развертывания Galileo. В конце 2013 года и весь 2014 год Европейское космическое агентство планирует осуществить еще пять запусков «Союзов» и довести группировку до 14 аппаратов. К этому времени в Евросоюзе рассчитывают запустить первые навигационные сервисы. В дальнейшем для увеличения точности позиционирования планируется вывести на орбиту еще 12 спутников. Однако Европе после этого нужно еще разработать необходимый набор собственных устройств и прикладных сервисов.

В России, где этап развертывания спутниковой группировки пройден, в центре внимания навигационного сообщества — различные устройства, которые государство требует установить в автобусах и большегрузных автомобилях. Приказ № 285 Минтранса предписывает устанавливать на эти автомобили специальные устройства — трекеры, которые должны в реальном времени передавать в центр управления транспортными потоками сведения о местонахождении автомобиля. Это якобы необходимо для анализа и оптимизации транспортных потоков. В каждом регионе выбирается свой оператор, собирающий информацию от таких трекеров. За несоблюдение требований этого приказа транспортные предприятия могут лишиться лицензии Минтранса. Стоимость трекера — около 10 тыс. руб., но в отсутствие единых требований разброс цен сильно зависит от региона.

Еще одно устройство, которое обязательно должно быть установлено на большегрузные машины и автобусы, — так называемые тахографы, контролирующие скоростной режим транспортного средства и время нахождения водителя за рулем. Требования к этим устройствам сформулированы в приказе № 36 Минтранса, где указано, что они должны не только фиксировать время водителя за рулем, но и идентифицировать водителей по специальным картам, а также фиксировать маршрут передвижения транспортного средства. Именно наличие навигационной части и отличает российские тахографы от иностранных аналогов (европейские устройства просто фиксируют время, проведенное водителем за рулем). Стоимость подобных устройств — около 20 тыс. руб.

Третьим устройством, которое также может стать обязательным для автотранспорта, является терминал ЭРА-ГЛОНАСС, системы экстренного реагирования на аварии. Эксплуатация устройства должна быть бесплатной, но его установка будет стоить определенных денег. Устройство в штатном режиме движения транспортного средства вообще ничего не делает, но в случае срабатывания датчика аварии оно будет посылать сигнал об этом в центр управления, а также обеспечивать передачу сигнала от тревожной кнопки и голосовую связь с центром управления. Пока закон об ЭРА-ГЛОНАСС только направлен в Госдуму, тем не менее инфраструктура системы уже развернута, и в конце этого года планируется запустить ее в эксплуатацию. В Европе разворачивается аналогичная система экстренного реагирования eCall, совместимая с российским стандартом.


Теги: