Против тренда




«Юлмарт» наращивает сборку настольных компьютеров при не совсем благоприятной для этого рыночной конъюнктуре

12:15 01.04.2013   |   1308 |  Дмитрий Желвицкий |  Computerworld Россия

Рубрика Индустрия



При вполне очевидных перспективах отечественного рынка десктопов, который, возможно, уже никогда не будет расти, компания «Юлмарт» намерена наращивать сборку системных блоков, продаваемых под принадлежащей ей торговой маркой MicroXperts.

Антон Кофанов Юлмарт
Антон Кофанов: «В регионах спрос на настольные компьютеры будет еще какое-то время расти»

При вполне очевидных перспективах отечественного рынка десктопов, который, возможно, уже никогда не будет расти, компания «Юлмарт» намерена наращивать сборку системных блоков, продаваемых под принадлежащей ей торговой маркой MicroXperts. В течение ближайших двух-трех лет даже при нынешних тенденциях такое увеличение производства вполне может оказаться оправданным. В то же время, «Юлмарт» готовит к открытию новый цех, в котором будет осуществляться сборка мобильных устройств.

Рассчитывать на увеличение продаж настольных компьютеров можно прежде всего из-за имеющейся небольшой рыночной доли, при которой зависимость от изменения совокупного спроса невелика. Для MicroXperts эта доля пока не превышает 2%. В последние несколько лет она увеличивалась, и имеющийся потенциал роста еще не исчерпан. Однако с каждым годом наращивать продажи становится сложнее. Если в 2009-2010 годах прирост превышал 230%, то в последующие два года он сократился до 80% и 43% соответственно. По итогам 2012 года было произведено и продано 73 тыс. компьютеров MicroXperts.

Свой канал

Быстрые темпы роста обеспечивало наличие собственного мощного канала сбыта. Компания «Юлмарт» за несколько лет создала крупную сеть розничных магазинов компьютерной и бытовой техники, так называемых кибермаркетов. Считается, что созданный формат объединяет преимущества обычных и онлайн-магазинов. Первый кибермаркет «Юлмарт» появился в 2008 году в Санкт-Петербурге (до этого он принадлежал Ultra Electronics, которая прекратила свое существование после распродажи своих торговых точек).

В настоящее время розничная сеть «Юлмарт» объединяет 28 кибермаркетов и 130 точек заказа и выдачи товаров (Outpost), которые расположены в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре, Тамбове, Твери, Саратове, Владимире и Воронеже. Компания планирует открывать новые магазины, что автоматически расширит канал сбыта для компьютеров собственной сборки.

Кроме того, предполагается поставлять системные блоки MicroXperts в другие розничные сети. Если удастся найти заинтересованные в таких поставках торговые компании, то это также позволит наращивать производство десктопов.

Региональное время

Еще одним источником роста может стать переориентация на регионы. Торговая марка MicroXperts существует с 1993 года. До 2009 года она принадлежала одноименной петербургской компании, которая входила в группу компаний «Евклид». «Юлмарт» фактически приобрела бренд, потому что само производство компьютеров сократилось почти до нуля (в 2008 году было собрано только около 2,5 тыс. ед.) и его пришлось организовывать заново.

Торговая марка MicroXperts за 20 лет существования стала хорошо известной при лояльном отношении к ней покупателей. Однако подобная известность ограничивается только одним регионом, что отражается на структуре продаж — 58% приходится на Петербург и Северо-Запад. В регионах продвижение компьютеров MicroXperts началось только в последние годы и пока ведется без маркетинговой и рекламной поддержки, которая, вероятно, появится в ближайшее время.

Руководство «Юлмарт» понимает, что перспективы продаж настольных компьютеров лучше в регионах, чем в двух российских столицах. «В Москве и Петербурге спрос на десктопы, судя по всему, начал постепенно сокращаться. То же самое будет в других городах, но с задержкой в два-три года, а в некоторых случаях и больше. Потому время еще есть», — считает Антон Кофанов, руководитель департамента «Производство» компании «Юлмарт».

Он рассчитывает, что через год доля регионов в структуре продаж MicroXperts увеличится с нынешних 14% до 20-25%. Однако имеются планы значительно увеличить продажи и в Москве. К весне 2014 года ее доля должна достигнуть примерно 40% (по итогам прошлого года она составляла 28%).

Запас на два-три года

По словам Кофанова, имеющиеся в Петербурге производственные площади позволяют увеличить сборку системных блоков еще на 60-70%. Этого вполне может хватить на два или даже три года роста. Используемая технология сборки также не будет являться препятствием для расширения производства в ближайшее время. В «Юлмарте» каждый системный блок собирает от начала до конца один сотрудник.

«При наших объемах такой способ обеспечивает высокое качество сборки при минимальном показателе обращений по гарантии. При конвейерном производстве к этому показателю также можно приблизиться, но оно будет экономически оправданно при намного более массовом производстве», — говорит Кофанов.

Под сборку мобильных устройств выделено небольшое помещение площадью 60 кв. м. Предполагается, что она не будет ограничиваться двумя-тремя операциями с отверткой, поскольку новый цех представляет собой clear room — полностью защищенное от пыли пространство.

Однако времена, когда отечественным производителям ноутбуков удавалось добиваться успеха при сохранении сборки в России, давно прошли. Поэтому «Юлмарт», не предложив какой-то новой бизнес-модели, вряд ли может рассчитывать на сколько-нибудь значимые объемы выпуска мобильных устройств, даже при наличии собственного широкого канала сбыта. Судя по созданию лишь небольшого цеха, пока и не рассчитывает.


Теги: Читайте больше