Измерили гармонией опроса




РАЭК и ВШЭ «обсчитали» экономику Рунета социологическими средствами; согласно исследованию, ее объем составляет 1% ВВП

10:30 15.10.2012   |   1308 |  Дмитрий Гапотченко |  Computerworld Россия

Рубрика Индустрия



Практически у всех исследований Рунета, проведенных за последние лет пятнадцать, есть одна общая черта — они непременно оказываются «первыми». Все предыдущие были или не столь массовы, или не столь глубоки, или измеряли «не совсем то».

Ярослав Кузьминов, «Высшая школа экономики»
Ярослав Кузьминов уверен, что социологическими средствами можно узнать от респондента больше о его бизнесе, чем истребуя точную экономическую информацию

Практически у всех исследований Рунета, проведенных за последние лет пятнадцать, есть одна общая черта — они непременно оказываются «первыми». Все предыдущие были или не столь массовы, или не столь глубоки, или измеряли «не совсем то». Не стало исключением презентованное 10 октября исследование «Экономика Рунета 2011-2012», выполненное Российской ассоциацией электронных коммуникаций и Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» при поддержке Google, Ozon.ru, Mail.ru, инвестиционной компании Fast Lane Ventures и Boston Consulting Group. Консультативную помощь оказал Игорь Щеголев, помощник президента РФ, который вместе с Ярославом Кузьминовым, ректором ВШЭ, представил методику и результаты исследования.

Экономика Рунета силами экспертов РАЭК была разбита на 11 секторов общим объемом в 553,8 млрд руб., что составляет 1% ВВП. При этом были выведены из рассмотрения «интернет-зависимые рынки», оцененные по данным открытых источников в 1,97 трлн руб. (например, бизнес в области доступа в Интернет, создания инфраструктурных решений, обороты торговых площадок, продажи туристических услуг и билетов на транспорт).

Методика исследования, представленная Кузьминовым, базировалась на опросах. На РИФ+КИБ 2012 были проведены 78 глубинных (длительностью до часа) интервью с представителями всех изучаемых рынков, на основе которых были составлены анкеты для «экспертов-гуру» (по одному на сектор) и «просто экспертов» (не менее десяти на сектор). По результатам бесед с первыми анкеты были усовершенствованы, всего их в ходе последовавших массовых опросов экспертов собрали более 300 штук.

Результаты обработки анкет были представлены «гуру» и партнерам исследования. На основании анкет и их обсуждения и были сделаны количественные оценки как отдельных секторов, так и всей экономики Рунета. Обосновывая такую методику, Кузьминов заявил, что в тех случаях когда просишь респондентов дать оценочные, «по порядку величины», данные, то они отвечают ближе к истине, нежели когда пытаешься получить от них точные цифры. Впрочем, полученные данные потом «гармонизировали» посредством некоторых специальных процедур.

Самым крупным рынком оказался рынок электронной коммерции, разбитый на три составляющие — розничная торговля (оборот в 2011 году 309,4 млрд руб., рост — 30%, предполагаемый рост в 2012 году — 27%), электронные платежи (166,7 млрд руб., 34 и 32%) и продажи электронного контента и игр (8,24 млрд руб., 26 и 27%).

Рынок контекстной рекламы составил 24,24 млрд руб (рост 53% в 2011 году, 33% предполагается в 2012-м), медийной — 15,83 млрд руб. (рост 41 и 33% соответственно), два других сегмента гораздо меньше, но стремительно прогрессируют — маркетинга в социальных сетях (2,98 млрд руб., 43 и 40% роста) и видеорекламы в Интернете (0,8 млрд руб., 53 и 59%).

Веб-разработка привнесла 9,83 млрд руб. (25 и 21% роста), поисковая оптимизация — 8,56 млрд (18 и 19%), рынок хостинга и регистрации доменов — 5,32 млрд (25 и 21%), SaaS — 1,89 млрд руб. (темпы роста в 2012 году сохранятся на уровне 46%).

В целом в 2011 году «экономика Рунета» выросла на 33%, в 2012-м, по прогнозам экспертов, увеличится на 31%, до 720 млрд руб. Самые крупные, уже «традиционные» рынки поддерживать прежних темпов роста не могут, а быстро прогрессирующие новые пока не слишком велики. Тем не менее сегменты «новой экономики» развиваются гораздо быстрее, чем сегменты старой. Маэль Гавэ, генеральный директор холдинга Ozon.ru, полагает, что тормозят рост бизнеса в российском Интернете три фактора. Во-первых, быстрый рост стоимости привлечения клиентов, порой он достигает 100 долл. Вторая проблема связана с доставкой: работа «Почты России» очень далека от идеала, всем крупным интернет-ретейлерам приходится обзаводиться собственными службами доставки, но маленьким компаниям это не по карману. Третья проблема — до сих пор неурегулированное законодательство; например, товары заграничных интернет-магазинов не облагаются пошлинами, что затрудняет развитие их российских конкурентов.

Тема государства всплывала, разумеется, неоднократно. В целом пожеланий к нему, как обычно, два: «не мешать» и «помогать» — разумеется, прислушиваясь к мнению профильных экспертов.

Еще одна неучтенная исследованием часть российской интернет-экономики — вложения инвесторов. Марина Трещова, генеральный директор Fast Lane Ventures, оценила их в 40 млрд руб. в 2010 году и в 65 млрд руб. в 2011-м, при падении средней инвестиции с 400 тыс. до 150 тыс. руб., что она считает правильным — «посевные» инвестиции и не должны быть большими. Самым привлекательным рынком для западных инвесторов она назвала рынок электронной коммерции, однако вход на него дороже, в том числе по вышеуказанным причинам, чем на западный.

Прогнозов на уже довольно близкий 2013 год по результатам исследования делать не стали, хотя их сравнение с оценками, которые будут проводиться в ходе следующего опроса (сбор данных планируется осуществлять ежегодно), могло бы помочь уточнить методику исследования. Однако с этой целью его обсуждение будет продолжено, в том числе в рамках октябрьской Недели Российского Интернета RIW 2012.


Теги: Читайте больше