ЖКХ как госуслуга




"Ростелеком" представил систему оплаты коммунальных услуг

14:30 11.10.2012   |   1822 |  Валерий Коржов |  Computerworld Россия

Рубрика Индустрия



«Ростелеком» предоставил гражданам возможность оплачивать счета за коммунальные услуги, электроэнергию, телефон и Интернет в их личных кабинетах на портале госуслуг.

Андрей Буланов, «Ростелеком»
Как заявил Андрей Буланов, через портал госуслуг можно даже обжаловать выставленные счета за услуги ЖКХ

«Ростелеком» предоставил гражданам возможность оплачивать счета за коммунальные услуги, электроэнергию, телефон и Интернет в их личных кабинетах на портале госуслуг. Сейчас к порталу подключено пять банков, через которые услуги можно оплатить, и более 40 компаний — поставщиков услуг. На текущий момент сервис доступен в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Перми, Казани, Ярославле, Воронеже, Сочи и некоторых других городах. «Хотя формально коммунальные и телекоммуникационные услуги не являются государственными, но они социально значимы, поэтому мы решили добавить их на сайт», — пояснил Андрей Буланов, руководитель направления отдела реализации проектов «Ростелекома». Кстати, и сам «Ростелеком» входит в число поставщиков таких услуг и принимает через портал оплату за междугородную телефонную связь.

Cобственно портал госуслуг не участвует в переводе денег — оплата производится с помощью финансовых инструментов банков, подключившихся к проекту. На текущий момент банки принимают оплату по пластиковой карте, с помощью SMS со счета мобильного оператора и через электронный кошелек платежных терминалов. Сервис «Ростелекома» передает поставщикам услуг показания счетчиков абонентов, а банкам — реквизиты получателей и суммы переводов. У пользователя появляется возможность собрать в личном кабинете портала госуслуг все счета, проверить свою задолженность перед коммунальными службами и погасить ее удобным способом.

В технологическом плане представленная платежная система организована на базе набора стандартов веб-сервисов и передаче XML-документов. В ходе реализации проекта были разработаны специальные форматы обмена данными, которые позволяют банковским системам и биллинговым центрам коммуникационных служб обмениваться данными, необходимыми для проведения транзакции. Чтобы подключиться к этой системе, банку или поставщику коммунальных услуг достаточно реализовать поддержку соответствующего веб-сервиса, инструкцию по которому можно получить у «Ростелекома». Впрочем, вполне возможно, что многочисленным ТСЖ и управляющим компаниям не придется самостоятельно реализовывать эти сервисы — это сделают за них разработчики программного обеспечения. В частности, компания «Чип-Н», которая автоматизировала московские ЕИРЦ, планирует выпустить новую версию своего ПО для автоматизации ТСЖ и управляющих компаний, где будет реализована поддержка соответствующих веб-сервисов.

Для банков подключение к системе выгодно, поскольку сулит расширение спектра предлагаемых услуг и увеличение оборота. Комиссию по коммунальным платежам вряд ли удастся поднять выше 2%, но коммунальные платежи по своей природе регулярны и объемны. В частности, общая сумма платежей за услуги ЖКХ по всей России оценивается в 1,5 трлн руб. в год. Но большинство платежей осуществляется через Сбербанк, поэтому другим коммерческим банкам, подключившимся к порталу госуслуг, вероятно, удастся перенаправить часть этого денежного потока на себя.

Для коммунальных служб альтернативные электронные формы оплаты являются средством снижения расходов на печать счетов, их доставку и учет. Например, Павел Остроушко, начальник управления по работе с социальными потребителями «Газпром Межрегионгаз», объявил, что его компания обслуживает более 30 млн абонентов и тратит только на печать и доставку счетов около 2 млрд руб. в год.

Портал госуслуг со временем будет выполнять в том числе и роль архива, в котором клиенты смогут получить данные о совершенных платежах в случае спорных ситуаций.


Теги: Читайте больше