Не ждать, а догонять




OCS планирует за два-три года сравняться с нынешними лидерами рынка бытовой электроники

10:00 18.10.2011   |   1603 |  Дмитрий Гапотченко |  Computerworld Россия

Рубрика Индустрия



В OCS объявили о выходе на новый рынок – бытовой техники. Купив контрольный пакет дистрибьютора «МТ Трейд» (объем инвестиций в этот проект — около 35 млн долл.), компания планирует за два-три года сравняться с лидерами рынка бытовой электроники.

Максим Сорокин надеется за три года сделать OCS одним из лидеров на рынке бытовой электроники
Максим Сорокин надеется за три года сделать OCS одним из лидеров на рынке бытовой электроники

В OCS объявили о выходе на новый рынок – бытовой техники. Купив контрольный пакет дистрибьютора «МТ Трейд» (объем инвестиций в этот проект — около 35 млн долл.), компания планирует за два-три года сравняться с лидерами рынка бытовой электроники. О причинах, побудивших к этому шагу одного из крупнейших ИТ-дистрибьюторов, рассказывает Максим Сорокин, президент OCS.

Почему вы решили выйти на смежный рынок, а не инвестировать в расширение бизнеса на рынке ИТ?

Мы привыкли расти быстро. С 1994 года, года основания OCS, мы росли не менее чем на 35%, кроме двух кризисных лет, 1999-го и 2009-го. Такая динамика мобилизует компанию, ее сотрудников.

На ИТ-рынке резервов для такого роста осталось немного. Можно добавлять новых вендоров, однако найти новую область, в которую мы еще могли бы серьезно вложиться, становится все сложнее. У нас есть в стадии подготовки два-три контракта, но с их подписанием мы практически завершим формирование портфеля.

Вторая возможность роста – географическая. Но филиальная сеть у нас тоже практически сформирована, мы дотягиваемся до всех интересующих нас рынков. В течение ближайших лет мы откроем офисы в двух-трех, может, четырех городах – и все.

Рынки стран бывшего СССР малы по сравнению с российским, который в Европе делит третье-четвертое место с Францией, впереди лишь Англия и Германия. Не так давно мы рассматривали вариант с покупкой дистрибьютора, работающего в развитых европейских странах, но по ряду причин решили отказаться от такого сценария.

Можно купить кого-нибудь на своем рынке…

Нет смысла. Если купить крупного дистрибьютора, то в результате получим такую долю в бизнесе многих вендоров, что они поневоле начнут работать против нас. Можно купить небольшого нишевого дистрибьютора, но сейчас я не вижу на российском ИТ-рынке сегментов, для работы в которых нам надо было бы кого-то покупать.

Остается выход на смежные рынки, где мы могли использовать свои знания и умения, накопленные в области дистрибуции, и получить синергетический эффект.

Мы изучили различные варианты и выбрали рынок бытовой электроники.

Какие варианты еще рассматривались?

Например – рынок медицинского оборудования. Но решили, что на него не готовы пока выходить по ряду причин. Не исключено, что когда-нибудь займемся этим бизнесом. Рассматривался также рынок электрооборудования, которое используется строительными компаниями. Мы уже присутствуем на нем, у нас есть несколько вендоров – например Legrand, Schneider Electric. Но на этом рынке значительна доля прямых продаж. Кроме того, он не так велик, как рынки ИТ и бытовой электроники.

Рынок ИТ больше рынка бытовой техники?

Да. Самый крупный «бытовой» дистрибьютор меньше по обороту крупнейшего ИТ-дистрибьютора примерно в два раза А оборот OCS больше оборота купленного нами дистрибьютора бытовой техники «МТ Трейд» приблизительно в семь раз. А эта компания — одна из лидеров.

Опыт других дистрибьюторов, например Merlion, вы изучали?

Merlion очень успешно занимается в первую очередь цифровыми устройствами, компания стала одним из крупнейших игроков на рынке фототехники. Это вселяет определенный оптимизм и в нас.

А на чем сфокусируетесь вы?

Мы собираемся заниматься всем спектром продуктов – от фотоаппаратов до стиральных машин.

Есть ли существенная разница в методах ведения бизнеса на компьютерном и бытовом рынках, в отношениях между игроками?

Разница есть, но не кардинальная. С вендорами, из тех, с кем я успел пообщаться, мы вообще говорим на одном языке. Рынок этот очень цивилизованный, абсолютно белый.

В каком состоянии сейчас он находится?

Падение продаж на этом рынке в кризис было сильнее, чем на компьютерном. У нас значительную долю занимают продажи партнерам, работающим на корпоративном рынке; если бюджет выделен, то его истратят. Кроме того, ИТ – не та часть расходов, которую сегодня можно урезать без потерь для самого бизнеса. К тому же крупную бытовую технику люди покупают обычно при вселении в новое жилье или после существенного ремонта. Девелоперский рынок пострадал в кризис больше других и до восстановления ему очень далеко.

Еще одна особенность — в 2007-2009 годах все известные мне крупные вендоры перешли на торговлю со склада в Москве за рубли. Кроме того, они начали активно работать с федеральными, а многие — и с региональными розничными сетями. В результате у большинства производителей половина продаж – это продажи напрямую. И только оставшиеся 50% — через дистрибьюторов или, как часто их называют, оптовых партнеров. На ИТ-рынке через двухуровневый канал идет минимум 70-80% продаж.

Рынок меньше, находится в плохом состоянии, роль дистрибьюторов относительно мала – это все негативные факторы…

Ну все-таки рынок не в плохом, а в несколько худшем состоянии, чем ИТ. Эксперты оценивают рост рынка бытовой техники в 2011 году в 10-15%. Да, этот рынок более чувствителен к кризисным явлениям. Но указанные факторы уменьшают стоимость вхождения, стоимость дистрибьюторских компаний, поскольку тем трудно существовать отдельно, только на рынке бытовой техники. А вот в рамках более крупных структур они вполне могут функционировать.

А дальнейшая динамика зависит от того, что нас ждет в ближайшие годы, рецессия или развитие.

Почему вы купили именно «МТ Трейд»?

«МТ Трейд», как я говорил, одна из крупнейших компаний. Кроме того, при покупке очень важно доверие и к менеджменту компании, и к ее владельцам. Владельцев я знаю очень давно, лет 25. А знакомясь с «МТ Трейд», я увидел, что наши корпоративные культуры очень близки – и в отношениях внутри компании и в отношениях с партнерами. Если бы культуры существенно разнились, сделка бы не состоялась. Покупка компании – это не только покупка контрактов с вендорами, но и приобретение знаний и умений ее сотрудников. И разность культур привела бы к тому, что сотрудники «МТ Трейд» уволились бы.

«МТ Трейд» будет интегрирована в состав OCS или останется самостоятельной?

Будет интегрирована. И все ее сотрудники станут сотрудниками OCS.

Кто станет основой вашего «бытового» канала?

Немалая часть наших партнеров, а их около 8 тыс., или уже продают бытовую технику или готовы продавать. С другой стороны, многие партнеры «МТ Трейд» занимаются компьютерной техникой, например ноутбуками.

Кроме того, я надеюсь, что с помощью своей филиальной сети мы дотянемся до мелких и средних реселлеров в регионах, до которых не дотягивалась «МТ Трейд», не имевшая региональных офисов.

Будет расти и доля интернет-магазинов. В Москве они уже доминируют, поскольку в городе развита логистика, практически у всех есть быстрый доступ в Интернет. Постепенно такое же положение вещей установится и в других городах.

Есть возможность склонить к работе с собой сетевые структуры?

Некоторые сети, в том числе и крупнейшие, работают с дистрибьюторами. С сетями нелегко, им необходимы специальные финансовые условия, длительные отсрочки платежей, есть жесткие требования к документарному оформлению, упаковке и т. д. В общем, они заставляют жить по своим правилам. И не все вендоры готовы этим правилам следовать. Мы же имеем необходимый опыт, мы продаем компьютерные товары всем федеральным сетям.

Есть какие-то прогнозы относительно динамики нового направления?

В течение пары лет, по нашим оценкам, этот бизнес вырастет в два-три раза.

Планируете покупать кого-либо еще из «бытовых» дистрибьюторов?

Думаю, нет, но с уверенностью я смогу сказать об этом через пару лет. Сейчас на этом рынке есть три-четыре компании, крупнее «МТ Трейд». В течение двух-трех лет мы должны их догнать.


Теги: Читайте больше