На столе и под столом




Немобильные устройства — ПК, тонкие клиенты и рабочие станции - не сдают своих позиций. По крайней мере, в России

13:45 23.08.2011   |   1938 |  Дмитрий Гапотченко |  Computerworld Россия

Рубрика Индустрия



Стремительный рост продаж мобильных устройств — ноутбуков, нетбуков, смарфонов, а в последнее время и планшетов — создает впечатление, что интерес к обычным настольным ПК и другим настольным устройствам (рабочим станциям, моноблокам, тонким клиентам) на рынке практически отсутствует и в скором времени их продажи сойдут на нет.

Это далеко не так. На «зрелых» рынках, по прогнозам IDC, продажи ПК упадут, но не значительно — с 57,7 млн штук в 2010 году до 53,3 млн в 2015-м, а на развивающихся они вырастут за этот период с 88,1 млн до 104,9 млн. По данным компании GfK, озвученным на прошедшем в Санкт-Петербурге форуме Distree (см. «Обещание роста", Computerworld Россия, № 19, 2011), в 2011 году рынок настольных устройств сколько-то заметно вырастет лишь в Центральной и Восточной Европе, а также в странах СНГ — на 15% в количественном выражении и на 20% — в денежном, при этом российский рынок, по мнению аналитиков GfK, — самый быстрорастущий в этом регионе. Gartner оценила рост российского рынка настольных устройств в прошедшем году в 16,4%, ITResearch – в 24%.

Итак, чем же настольные устройства лучше для корпоративного пользователя, чем мобильные?

Итак, чем же настольные устройства лучше для корпоративного пользователя, чем мобильные?

 

В России, по прогнозу IDC, рынок десктопов в 2011 году вырастет как в штуках, так и в деньгах — на 6,9% и 8% соответственно. Подорожание среднего ПК аналитики объясняют большим спросом на производительные модели, а также ростом доли моноблоков, которые в среднем дороже обычных настольных компьютеров. Кроме того, IDC ожидает в текущем году, после двух лет отрицательной динамики, оживления на рынке тонких клиентов — рост здесь составит 37% по отношению к предыдущему году.

Представители ряда компаний — производителей и дистрибьюторов рассказали Computerworld Россия о том, в чем они видят преимущества различных категорий настольных устройств — ПК, тонких клиентов и графических станций.

В ASUS, по словам Татьяны Лысановой, менеджера по продукции, ожидают в этом году роста продаж ПК на 10-15% в количественном и денежном отношении по сравнению с показателями 2010 года и в целом стабильного паритета между спросом на настольные и мобильные решения. Сергей Куприянов, вице-президент OCS, оценил увеличение продаж ПК в первом полугодии 2011 года даже выше – в 15-20%, а Вугар Абдуллаев, генеральный директор Desten, — в 15-25% в зависимости от региона.

Основной вклад в этот рост, по общему мнению, внес корпоративный сегмент, включая госструктуры. В первой половине года существенную роль сыграло удовлетворение отложенного спроса и необходимость обновления парка ПК, отложенная во время кризиса, во второй продажи будут стимулироваться закупками компьютеров под новые проекты.

Итак, чем же настольные устройства лучше для корпоративного пользователя, чем мобильные?

Чем хорош ПК

Главное преимущество настольных компьютеров, по общему мнению, это дешевизна – абсолютная или относительная (в «пересчете» на производительность) — самих устройств. «Несмотря на сокращающийся разрыв между стоимостью ПК и ноутбуков, удельная стоимость производительности первых остается гораздо ниже», — говорит Абдуллаев. В бюджетной же сфере, по его словам, «спецификации рабочих мест отнюдь не предназначены для более дорогостоящих ноутбуков и других мобильных устройств». «До того момента пока стоимость ноутбука в комплекте с док-станцией не приблизится к уровню, сравнимому с ценой ПК, в большинстве случаев выбор будет делаться в сторону ПК», — считает Куприянов.

Кроме того, спецификации ПК проще и дешевле «подогнать» под требования заказчика. В частности, Лысанова отметила, что для корпоративного сектора доступна возможность специализированных изменений на уровне BIOS, выполняемых непосредственно компанией ASUS. Такие решения, по ее словам, пользуются большой популярностью в тендерах и конкурсных проектах.

Другое общеизвестное преимущество ПК – пресловутая стоимость владения, которая, по словам Бай Юйли, генерального директора Lenovo в России и странах СНГ, является для корпоративных клиентов ключевым показателем. В TCO входят и энергопотребление (Сергей Суворов, генеральный менеджер iRu, впрочем, считает, что для российских заказчиков оно «не главное»), и стоимость всех видов технического обслуживания (по данным Анны Фроловой, менеджера группы персональных систем российского офиса Hewlett-Packard, эта величина для ноутбука в пять раз больше, чем для десктопа).

По части производительности средний ноутбук или нетбук также, как правило, отстает от ПК. Модернизация ПК вследствие высокой унификации компонентов осуществляется гораздо легче, а некоторые ее виды – например, замена монитора на новый, с большей диагональю — для ноутбука и вовсе невозможны.

«Унаследованная» установленная база десктопов в большинстве компаний тоже дает о себе знать. Для перехода на использование мобильных устройств, как отметил Абдуллаев, необходимы затраты на переоборудование всей ИТ-инфраструктуры: развертывание беспроводных сетей, усиление политики безопасности, внедрение бизнес-приложений, ориентированных на коллективный удаленный документооборот, а следовательно, и замена системного ПО, обеспечивающего работу новых платформ.

И разумеется, существенную роль играют соображения безопасности. Инфраструктура на базе «немобильных» устройств надежнее как по техническим соображениям  —обеспечить сохранность данных и защиту от вирусов гораздо проще внутри стационарного периметра, так и по организационным — ноутбуки перемещаются достаточно бесконтрольно, и потеря мобильного устройства с конфиденциальной информацией – явление вполне обыденное.

Ренат Юсупов, старший вице-президент Kraftway, видит на пути мобильных устройств и законодательные препоны: закон «О персональных данных» не дает возможности использовать мобильные устройства банковскому сектору, медицинским учреждениям, правоохранительным и судебным структурам и т. д., поскольку в те невозможно интегрировать сертифицированные средства защиты.

Что касается нишевых разновидностей десктопов – моноблоков, рабочих станций и тонких клиентов, то у них есть свои особенности, ценимые корпоративными пользователями.

Пока — для руководителей

Моноблоки обычно ассоциируются с потребительским рынком, на котором с большей вероятностью могут переплатить (относительно стоимости схожего по характеристикам «обычного» ПК) за внешний вид и эргономику. Однако, по мнению Ольги Двойниной, вице-президента Depo Computers, некоторые преимущества у этого класса устройств существенны и в корпоративной среде. И поэтому устройства типа «все в одном» — самый быстрорастущий сегмент рынка ПК. Этот рост Абдуллаев оценивает в 20-25% в год, а первыми получат эти устройства, по его мнению, сотрудники среднего и высшего звена.

Куприянов и вовсе считает, что именно моноблоки способны составить реальную конкуренцию ПК, но только при условии инвестиций в программу их продвижения: данный формфактор хоть и существует на рынке более десяти лет, но все же еще не воспринимается корпоративным заказчиком. С ним согласен Юйли, который полагает, что для ряда компаний скорее стоит вопрос о замене десктопов не на ноутбуки, а именно на моноблоки, столь же функциональные, как ПК, но более легкие в администрировании и развертывании.

Михаил Смирнов, менеджер по продуктам дистрибьюторской компании MICS (в ее ассортименте есть моноблоки Acer, Dell и Lenovo), также считает, что моноблоки мировых лидеров понемногу вытесняют домашние десктопы, а корпоративный сегмент, хоть и имеет большую инерцию, но следует за потребительским. Тем не менее обычные ПК остаются вне конкуренции по стоимости, простоте модернизации и ремонта. Кроме того, они останутся на тех рабочих местах, где есть нужда в больших мониторах с дорогими типами матриц, поскольку моноблоки комплектуются стандартными экранами. Так что окончательного отказа от десктопов ждать не приходится.

Есть и более скептичные мнения. Так, Сергей Чабин, руководитель производства ПК и серверов компании USN, считает, что достоинства моноблоков не оправдывают их дороговизну и о моноблоковой революции говорить как минимум рано. А Сергею Янычеву, менеджеру по маркетингу персональных систем представительства Fujitsu Tecnology Solutions в России и СНГ, и вовсе встречались запросы на моноблоки только для организации рабочего места руководителя.

Беда моноблоков, полагает Двойнина, — меньшая степень стандартизации компонентов, из чего вытекает и более высокая цена, и меньшая ремонтопригодность. Поэтому ее компания разработала моноблоки на «десктопных» компонентах и ведет работу по созданию модели на базе модульной архитектуры.

Пока в целом на рынке моноблоков зарубежные производители чувствуют себя более уверенно, чем российские. Положение может и измениться, полагает Абдуллаев, если производители договорятся об «открытой» архитектуре и вместо готовых платформ можно будет закупать отдельные комплектующие, чтобы локально собирать готовое устройство. Это приведет к уменьшению стоимости устройств — за счет конкуренции между производителями комплектующих появится возможность организовать более гибкое производство «под заказ» на месте.

И разумеется, низкая цена и отечественное происхождение могут сыграть важную роль при принятии решений о переоснащении госструктур, которые остаются локомотивом ИТ-рынка.

Все уйдут, они останутся

Стремительный рост производительности ПК ставит под вопрос существование графических станций как самостоятельного класса устройств (а ведь появились уже и ноутбуки, позиционируемые как мобильные станции). Однако производители станций смотрят на будущее этого класса устройств оптимистично.

В настоящее время, по оценке Абдуллаева, на станции приходится 3-5% общих продаж компьютеров, и эта доля в ближайшее время сохранится. Что до более долгосрочной перспективы, то она завязана на общее развитие страны: экономика пока в значительной мере остается зависимой от ресурсодобывающих отраслей, а стало быть, и потребность в высокопроизводительных системах невелика. Перспектива роста связана с переходом к высокотехнологичному производству и научно-исследовательской деятельности, которым пока деньги выделяются в очень малых количествах.

Фролова более оптимистична. По ее наблюдениям, в последние годы наблюдается быстрый рост продаж станций, «пользователи выбирают более мощное оборудование для создания цифрового контента, анимации, для работы с САПР и т. д.». При этом один из факторов роста — все большая доступность соответствующего программного обеспечения. Высокая стоимость покупки станции, полагает Фролова, окупается за счет более высокой производительности и эффективности использования.

«Сила» рабочих станций, как считает Двойнина, не только в высокой производительности, но и в их адаптированности под конкретные задачи. Это позволит станциям существовать даже тогда, когда «все, что можно будет виртуализовать, рано или поздно уйдет в облако».

Где тонко — там и клиенты

Архитектура «центральный компьютер – клиентские терминалы» практически ровесница компьютерного мира, в разное времена принимавшая разные формы; даже во времена «засилья» ПК были попытки реализовать ее при помощи многопользовательских версий DOS. Сейчас она переживает очередную молодость благодаря росту популярности облачной модели вычислений. Как отметила Двойнина, облачные технологии и виртуализация определенно усилят положение терминалов и дадут новые возможности для их распространения на рынке. При этом, по ее мнению, с точки зрения облачных технологий граница между ПК и тонкими клиентами становится достаточно условной, так как на одной малоформатной платформе можно предоставить функции как одного, так и другого устройства.

Причем своеобразную услугу тонким клиентам оказало, по мнению Юсупова, то, что в корпоративных системах используется все больше мобильных устройств, базирующихся на самых разных платформах. Их доступ в сети предприятий проще всего организовать с помощью браузеров, соответственно растет ориентация на портальные приложения и уменьшение доли исполняемого кода на клиентской стороне информационных систем. Тонкие клиенты в такой ситуации гораздо эффективнее традиционных ПК.

Еще одна причина роста популярности тонких клиентов, по его мнению, заключается в том, что при их использовании значительно проще обеспечить защиту информации. В самих клиентах можно запретить операции с несанкционированным вводом-выводом данных, а также использовать версии операционных систем, которые защищены от взлома исключением модулей, потенциально опасных для взлома и проникновения. И в целом защитить периметр ЦОД или плотно сконцентрированной серверной инфраструктуры намного проще, если не приходится ожидать угроз со стороны собственных клиентских устройств.

Среди других преимуществ — существенно больший срок службы, лучшая эргономика (малые габаритные размеры, меньший уровень шума, и т. п.), высокая энергоэффективность, простота и скорость развертывания и т. д. Как полагает Юсупов, с учетом того, что «новая волна» информатизации в госорганах с большой вероятностью будет строиться на базе облачных архитектур, у рынка тонких клиентов хорошие перспективы.

Янычев также считает, что тонкие клиенты постепенно заменяют ПК в корпоративных структурах, но в условиях консервативного подхода к обновлению ИТ это происходит медленно. Другой проблемой Чабин назвал то, что эти устройства хороши при наличии надежной серверной инфраструктуры, которой пока может похвастаться далеко не каждая компания, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса. А Абдуллаев, признавая несомненные достоинства тонких клиентов, среди факторов, сдерживающих миграцию на эту технологию, отмечает, что переход к управлению централизованными ресурсами требует высокой квалификации ИТ-персонала (это ведет к увеличению операционных затрат), повышения расходов на серверную часть, системы хранения данных и программное обеспечение.

Стратегическое равновесие

В том, что мобильные решения потеснили традиционные настольные и еще «отъедят» у них часть рынка, сомнений нет. Однако в какой-то момент этот процесс, безусловно, остановится. Как отметила Двойнина, для многих компаний мобильность может оказаться не преимуществом, а недостатком, и ПК еще долгое время будут востребованы благодаря их экономическим показателям и по соображениям информационной безопасности.

Кроме того, по мнению Юсупова, эффективность использования ноутбуков в популярной ныне облачной модели крайне низкая, поскольку на клиентском месте в ней требуется эргономика и надежность, а это то, чем мобильные устройства по сравнению со стационарными похвастаться не могут.

Зато в самом сегменте десктопов возможен передел. Чабин, например, полагает, что наиболее востребованы будут ультракомпактные и специализированные решения: кому-то достаточно иметь экономичные неттопы, кому-то необходимы мощные устройства. И в будущем эта тенденция усилится. Абдуллаев среди наиболее вероятных претендентов на пространство рабочего стола видит тонкие клиенты и моноблоки. ПК, по его мнению, тоже могут играть роль клиентов. При этом, с одной стороны, обеспечивается доступ к корпоративным службам и приложениям, выполняемым на серверах, с другой – пользователь сохраняет возможность индивидуально работать со своими приложениями на ПК, если ему это необходимо.


Теги: показывать на главной Самое интересное switchbox