Новая эпоха VAS




Ожидаемые метаморфозы на рынке дополнительных услуг сотовой связи должны затмить все, что происходило на нем прежде

10:27 26.11.2010   |   1030 |  Дмитрий Желвицкий |  Computerworld Россия

Рубрика Индустрия



По словам Виктора Сайса, для Nokia рынок VAS стратегически важен На рынке дополнительных услуг сотовой связи (Value Added Services, VAS) грядут значительные перемены, которые обеспечат его рост не менее чем на 50% в год. Такое будущее увидели участники Cедьмой международной конференции по дополнительным услугам мобильной связи Mobile VAS Conference, прошедшей в Санкт-Петербурге 18-19 ноября 2010 года.

В сфере VAS и раньше застоя не наблюдалось, но за последние годы ситуация на рынке этих услуг изменилась существенным образом. Например, о картинках и рингтонах, приносивших основной доход провайдерам еще три-четыре года назад, на прошедшем форуме почти не вспоминали. Зато много говорилось о будущих метаморфозах, которые должны затмить все, что происходило прежде. Вице-президент подразделения Nokia Eurasia Виктор Сайс сделал пафосное заявление: «Мы живем в великое время и представляем великую индустрию».

Перспективы мирового рынка VAS связаны прежде всего с быстрым ростом числа мобильных пользователей Интернета. Сайс, ссылаясь на данные IDC и Infonetics Research, сообщил, что в настоящее время во всем мире насчитывается 450 млн таких пользователей, а в 2013 году их будет около миллиарда. Одновременно расширяются функциональные возможности мобильных пользовательских устройств, что стимулирует разработку и продажи новых приложений для этого сегмента.

Для Nokia рынок VAS имеет стратегическую ценность, а потому компания выступила золотым спонсором конференции. Тем более что Россия в развитии мобильных технологий стоит далеко не на последнем месте в мире. Например, наш рынок занимает седьмое место по объему потребления продуктов онлайн-магазина Ovi Store, через который реализуются приложения, игры, аудио- и видеофайлы для телефонов Nokia. Есть в России и свои разработчики, успешно продающие свои решения через Ovi Store.

Вместе с тем количество успешных разработчиков и спрос на «товары» в онлайн-магазине Nokia могут быть намного больше. Сайс, вместе со своими коллегами, выступившими на форуме, уверен, что так оно и случится. Об огромном потенциале российского рынка свидетельствует, например, весьма скромный удельный показатель трафика данных на одного мобильного пользователя — в России он на порядок меньше, чем в Европе и Северной Америке.

О ситуации в России рассказал Кирилл Петров, управляющий директор i-Free Innovations (компания i-Free выступила платиновым спонсором прошедшего форума). По его словам, объем российского рынка VAS по итогам 2010 года составит 4,9 млрд долл. — примерно на миллиард больше, чем годом ранее. Рост этого показателя при почти неизменных доходах операторов от голосовых услуг привел к тому, что в совокупной выручке сотовых компаний доля дополнительных услуг возросла с 19 до 21%.

Однако структура российского рынка VAS за год почти не изменилась. Петров отметил лишь небольшое (в пределах 1-2%) уменьшение доли сообщений (SMS, MMS) и увеличение мобильного Интернета.

Продажи различного контента и сервисов в сетях сотовой связи растут теми же темпами, что и весь рынок дополнительных услуг. По итогам текущего года впервые достигнут показатель примерно 1,25 млрд долл., что на 25% больше, чем в 2009 году.

Доходы от продажи контента и сервисов в мобильных сетях на 40% складываются из микроплатежей за различные услуги и продукты, еще 35% продаж формируются на сервисных «площадках» мобильных операторов, а остальное — за их пределами (по модели off-portal).

Большая часть микроплатежей (55%) приходится на крупнейшие интернет-компании (такие, как mail.ru, «ВКонтакте», «Одноклассники»). Еще 20% — это платежи за специальные сетевые сервисы (например, платные тесты IQ или на беременность). По-прежнему серьезной проблемой рынка VAS являются мошеннические операции — на них пришлось около 10% микроплатежей. Однако доля мошенников в течение 2010 года сокращалась.

На площадках операторов в основном продаются звуковые темы и игры. Они также активно используются для проведения
всевозможных лотерей. Петров считает, что роль операторов сотовой связи на рынке VAS в ближайшие три года будет снижаться — они будут обеспечивать в основном мобильный доступ в Интернет. Такое предположение директор iFree сделал на основе анализа существующих технологических тенденций.

Всего было отмечено 15 тенденций, из которых непросто выделить наименее значимые для будущего рынка VAS. Главной из них, исходя из последовательности упоминания на конференции, является расширение возможностей смартфонов. За последние два-три года они превратились фактически в маленькие компьютеры, оснащенные 3D-чипами, емкостными экранами, качественными камерами, функционально развитыми операционными системами, микросхемами ближнего радиуса действия (NFC), навигацией и другими полезными инструментами.

Но, пожалуй, самой обсуждаемой на форуме тенденцией стал рост социальных сетей, которые все больше проникают в мобильную среду. Для России эта тенденция имеет особое значение. По данным ComScore Media Metrix, российский интернет-пользователь проводит в социальных сетях в среднем 9,8 часа в месяц. Это самый высокий показатель в мире. Судя по всему, в России большая часть заходов в социальные сети будет осуществляться с мобильных устройств. Об этом говорит статистика стран, лидирующих по показателю проникновения мобильного Интернета. Как сообщила Надежда Анциферова, председатель Ассоциации провайдеров мобильных услуг и контента, в Японии 84% просмотров социальных сетей осуществляется через смартфоны и другие мобильные устройства.

Распространение и совершенствование смартфонов наряду с ростом социальных сетей обусловят бум на рынке мобильных приложений. На конец второго квартала 2010 года в мире насчитывалось 340 тыс. приложений для смартфонов, и каждый месяц их количество увеличивается на 30 тыс. (данные Vision Mobile). Часть этих приложений создается под социальные сети.

На рынок VAS также должны оказать серьезное влияние появившиеся новые «гибридные» мобильные устройства (iPad, нетбуки, ноутбуки с HSDPA и 4G-модемами, GPS-навигаторы с информацией о пробках, фотокамеры с доступом в мобильный Интернет); новые интерфейсы ввода и вывода информации (управление прикосновениями, движениями, взглядом и даже силой мысли, микропроекторы, очки, гибкие дисплеи); «интеллектуализация» бытовых устройств и развитие M2M-протоколов. Кроме того, Петров в качестве стимулирующих рынок VAS тенденций упомянул альтернативные модели продаж цифрового контента (например, безлимитный доступ к контенту с разрешения правообладателей); цифровизацию государственных услуг; развитие облачных сервисов; падение стоимости мобильного Интернета, быстрое развитие геосервисов и др.

Структура российского рынка VAS

По прогнозам специалистов компании i-Free, объем российского рынка дополнительных услуг мобильной связи по итогам 2010 года составит 4,9 млрд долл. 

  • Сообщения SMS и MMS - 35%
  • Мобильный Интернет - 33%
  • Мобильный контент и сервисы (включая микроплатежи, звуковые темы, игры) - 27%
  • Другое (голосовая почта, сетевые услуги и т.п.) - 5%

Источник: i-Free, 2010.


Теги: