Свой путь в облака




Сергей Орлик: облачная парадигма в отечественном исполнении имеет некоторые особенности

09:27 08.07.2010   |   1419 |  Леонид Черняк |  «Открытые системы»

Рубрика Индустрия



Сергей Орлик: «Отечественный рынок созрел для облачных решений»Слово «конгресс» наводит на мысли о важном собрании с участием всех заинтересованных сторон, в каком-то смысле объединяющем и обычно завершающемся принятием итоговых документов. Двухдневный Cloud Computing Congress 2010 с программой, рассчитанной на два дня и имеющий статус международного, свое название не оправдал — в зале собралось несколько десятков представителей ряда крупных компаний, представивших свои технологии и решения. Каких-либо судьбоносных меморандумов здесь не принималось. К тому же почти все рассказанное не укладывалось в сложившиеся представления об облаках, в основном речь шла об аутсорсинге, динамических ЦОД и виртуализации. Темы важные и интересные, но отнюдь не облачные. В связи с этим возник вопрос, как вообще обстоят дела в России с облачной тематикой, есть ли какие-то решения, которые можно назвать облачными в полном смысле этого слова? Об этом мы побеседовали с участником конгресса Сергеем Орликом, экспертом по архитектуре информационных систем, активным блогером, ныне сотрудником компании Microsoft.

- Как вы оцениваете ситуацию с облаками в нашей стране?

Для начала следует признать, что у отечественных потребителей и поставщиков сервисов сложилось упрощенное и даже поляризованное представление об облаках. Одни видят в них простые услуги типа веб-почты, другие все сводят к виртуализации ЦОД. Если говорить о поставщиках услуг, то есть о тех провайдерах или системных интеграторах, которые стремятся выйти на формирующийся рынок, то они, как можно заметить из выступлений, сводят все в основном к аутсорсингу и виртуализации. То же самое можно сказать и о тех, кто создает собственные частные инфраструктуры. Пока в подавляющем большинстве случаев речь может идти о виртуализации ЦОД, не более того.

Положительным моментом можно признать то, что и те и другие понимают ограниченность своих решений и, если и подменяют облачность виртуализацией, то делают это с полным или частичным осознанием подмены. Такое положение позволяет констатировать переходный характер нынешнего состояния. Заметьте, не только я называл в качестве одного из основных качеств, отличающих облака, эластичность. Положительным является и то, что провайдеры пытаются предложить свои собственные решения, кто-то более универсальные, кто-то нишевые, но свои.

— Самое первое облако так и называлось — Amazon Elastic Compute Cloud, то есть эластичность изначально была на первом месте. Облако тем и отличается, что легко видоизменяется...

Никто не пытается подменить частное облако виртуализированным ЦОДом: рынок демонстрирует определенную зрелость. Некоторые из предлагаемых решений можно признать частично облачными, то есть они не перестраиваются автоматически и "на лету", но в полуавтоматическом режиме могут быть изменены, причем на уровне отношений между бизнесами, за всем этим стоит самое важное — оплата за услуги по типу биллинга. Деньги за фактически потребляемые ресурсы — не менее важный признак, чем эластичность.

— Какие сценарии перехода в облака могут быть приняты в наших технологических и экономических реалиях?

Можно говорить о двух типах сценариев. Первый — когда в качестве облачного полигона предлагаются публичные облака. Поработав в них, можно возвращать решения в частные облака. Такие методики предлагают многие. Есть и второй путь с использованием выделенного облака, dedicated cloud. Такое облако принадлежит провайдеру, это его частное облако, ресурсы которого предлагаются по запросу; в отличие от публичного облака виртуальные машины размещаются на выделенных серверах, биллинг строится на основе оплаты не за выполненные услуги, а за предоставляемое в пользование аппаратное обеспечение. Провайдер осуществляет управление этим оборудованием от лица пользователя.

— То есть мы можем говорить о появлении «третьей силы» на облачном рынке. Кроме частных и публичных, появляются такие специализированные облака. Кто их создает?

Те, чьим бизнесом является создание динамических центров обработки данных. Должна рано или поздно создаваться национальная структура коммерческих ЦОД. Как скоро она сложится, зависит в сильной степени от внутреннего понимания проблемы основными игроками, телекоммуникационными операторами и крупными интеграторами, когда найдут взаимопонимание их собственные специалисты, в том числе по программам, по железу и по бизнесу.


Теги: