В помощь




На конференции по партнерству бизнеса и образования в области ИТ обсуждались вопросы устранения цифрового неравенства в российской школе

11:45 16.03.2009  



Ефим Рачевский: "Педагоги предпочитают перенимать успешные практики по внедрению ИТ в образовательный процесс у коллег, а не учиться теории на курсах" Одним из явных результатов реализации нацпроекта "Образование" стала информатизация российских школ. Internet, компьютеры и другое современное оборудование появились в большинстве из них. Однако одновременно образовательные учреждения заработали себе большую "головную боль" – как все это богатство использовать? Передовых ИТ-инструментов для изменения содержания образования, очевидно, недостаточно, необходимы методики их применения в образовательном процессе, которые надо создавать и доводить до учителей.

Решение этой проблемы волнует участников научно-практической конференции "Партнерство бизнеса, образования и науки в области ИКТ – инструмент повышения конкурентоспособности российского образования". По словам руководителя проектов в сфере информатизации образования Национального фонда подготовки кадров Светланы Авдеевой, информатизация – важный инструмент повышения конкурентоспособности не только образования, но и страны в целом. Информатизация, в частности, способна помочь учить школьников и студентов так, чтобы работодатели не сетовали впоследствии на их неподготовленность к работе в условиях реальной экономики. Информационные технологии могут способствовать выработке умений решать проблемные задачи, навыков критического мышления и опыта групповой работы, которых так не хватает нынешним выпускникам. Но технологическая поддержка не будет работать, если рядом с учениками нет активного, творческого педагога, мотивированного на применение передовых ИТ-инструментов и умеющего пользоваться ими на благо своему делу.

Судя по обсуждениям на конференции, целенаправленной, государственного уровня программы создания методик использования ИКТ в образовании и распространения их среди педагогов не существует. Есть отдельные инициативы российских и западных ИТ-компаний, есть опыт передовых образовательных учреждений. Директор московского Центра образования № 548 "Царицыно" Ефим Рачевский заметил, что для учителей сегодня наиболее ценными становятся "горизонтальные" связи между школами – педагоги предпочитают перенимать успешные практики по внедрению ИТ в образовательный процесс у коллег, а не учиться теории на курсах.

Одним из основных организаторов конференции являлась компания Polymedia, представляющая в России канадскую фирму SMART Technologies, и потому примеры эффективного использования ИКТ в образовании в основном вращались вокруг возможностей технологий этого производителя. SMART с 1991 года выпускает так называемые интерактивные доски – подсоединенные к компьютеру сенсорные экраны, на которые выводятся самые разные объекты (тексты, аудио- и видеоматериалы, ресурсы Internet), при этом прямо поверх открытых документов можно делать записи, пометки и сохранять информацию. Интерактивные доски позволяют учителям привлекать учеников к непосредственной работе с материалами, способствуют организации групповой работы в классе. В целом, как свидетельствует Рачевский, подобные технологии действительно меняют учебную среду в школе, стимулируя активную деятельность учеников в противовес пассивному восприятию информации, свойственному традиционной организации учебного процесса.

Директор SMART Technologies в регионе EMEA Фредерик Арнеодо заметил, что в сегодняшней школе учителей можно сравнить с "цифровыми мигрантами" – в компьютерном мире они, как правило, чувствуют себя гораздо менее уверенно, чем "цифровые туземцы", их ученики. Технологии наподобие тех, которые продвигает SMART, помогают устранить это неравенство. Но только при обоюдном желании "мигрантов" учить, а "туземцев" — учиться по-новому.


Теги: