Портрет клиента




Успех создания информационно-аналитической системы в УК "Альфа-Капитал" во многом обусловлен компетентностью ее руководства в области ИТ

09:50 03.02.2009   |   1196 |  Александр Яковлев |



Осенью 2007 года управляющая компания "Альфа-Капитал" сообщила о внедрении, совместно с компанией BI Partner, первой очереди информационно-аналитической системы с хранилищем данных на основе BusinessObjects IX.

По словам Александра Стеценко, внедрив хранилище данных, в компании "Альфа-Капитал" получили полную картину текущего бизнеса Осенью 2007 года управляющая компания "Альфа-Капитал" сообщила о внедрении, совместно с компанией BI Partner, первой очереди информационно-аналитической системы с хранилищем данных на основе BusinessObjects IX. К настоящему времени в "Альфа-Капитале" создано полнофункциональное хранилище, охватывающее все сферы ее профильной деятельности — управление активами паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний, а также доверительное управление средствами частных инвесторов.

По словам заместителя финансового директора "Альфа-Капитала" Александра Стеценко, история создания хранилища восходит к 2006 году, когда в компанию пришел новый коллектив менеджеров, возглавляемый Михаилом Хабаровым. Бизнес "Альфа-Капитала" начинался с чековых фондов, и число унаследованных с тех пор клиентов компании превысило миллион. Однако клиентов, приносящих прибыль, значительно меньше: около 40 тыс.

"Мы быстро поняли, что не можем определить, какова же все-таки наша клиентская база, потому что источники данных были загрязнены очень сильно, их было великое множество, — вспоминает Стеценко. — Принимая решения о выводе новых продуктов или предложений, руководство опиралось на Excel-справки, которые вручную готовили менеджеры, знавшие свои сегменты продуктов и своих клиентов".

Следует отметить, что созданию информационно-аналитической системы весьма благоприятствовала позиция высшего руководства.

"Прямая мотивация генерального директора Михаила Хабарова состояла в том, чтобы чувствовать бизнес, что называется, на кончиках пальцев, — сообщил Стеценко. — Михаил очень хорошо понимает и любит ИТ, он часто повторяет, что финансовые компании добиваются конкурентного преимущества во многом за счет информационных технологий".

Поскольку руководство хорошо знало, что аналитическое хранилище невозможно построить без наведения порядка в транзакционных системах, коллектив ИТ-специалистов получил достаточно времени на согласование источников, очистку данных и прочие подготовительные мероприятия.

Когда на первом этапе были объединены источники данных по паевым инвестиционным фондам и создано хранилище, компания получила ответ на вопросы, какова динамика клиентской базы, каков портрет клиента, какую потенциальную прибыль он может принести компании.

"Мы стали понимать, сколько клиентов мы привлекаем за день, какова эффективность привлечения, исполняются ли локальные планы, закрепленные за специалистами по продажам, за департаментами", — рассказал Стеценко.

Помимо этого, "Альфа-Капитал" использует хранилище, чтобы предоставлять информацию о состоянии активов своим клиентам через Internet. Как отметил представитель компании, к данному сервису обращаются примерно 400 раз в день. Такой же сервис предоставлен "Альфа-банку": пользователи системы "Альфа-Клик", воспользовавшись ссылкой "Мои инвестиции", могут получить информацию о состоянии своего портфеля. Данные при этом передаются через Web-сервисы.

Вторым этапом работы по созданию хранилища стал охват сферы доверительного управления. Сложность здесь заключалась в том, что учет этих операций ведется в системе "Спектр" (разработка компании "Проверенные технологии"). Будучи весьма популярной среди управляющих компаний, "Спектр" является в то же время достаточно закрытой системой. Однако "Альфа-Капиталу" удалось подключить "Спектр" к хранилищу "достаточно легко и безболезненно". Это стало возможным благодаря профессионализму специалистов BI Partner, которые при участии коллектива «Проверенных технологий» в очень сжатые сроки исследовали структуры данных "Спектра".

Включив в информационно-аналитическую систему направление доверительного управления, "Альфа-Капитал" смог сегментировать свою клиентскую базу в этой части, выделив корпоративный сегмент и VIP-клиентов, и получил, по словам Стеценко, "полную картину для оценки и поддержки принятия решений по текущему бизнесу". При этом были внедрены все необходимые инструменты для формирования отчетов в соответствии с международными стандартами оценки эффективности управления инвестиционными портфелями GIPS (Global Investment Performance Standards). Соответствующие методологии оценки реализованы внутри хранилища, что существенно облегчает задачу управляющим.

Основными пользователями информационно-аналитической системы являются финансовые службы и лично финансовый директор. Хранилище служит основным источником информации при периодическом подведении итогов работы, для заседаний совета директоров и других встреч руководителей. Еще одна группа пользователей — сотрудники центра обработки вызовов, осуществляющие предоставление информации клиентам по телефону. При этом число непосредственных пользователей системы ограничено 16 лицензиями. "Хранилище является конфиденциальным ресурсом, потому что его пользователям доступна фактически вся информация о бизнесе", — сообщил Стеценко.

На вопрос об особенностях эксплуатации аналитической системы в период кризиса заместитель финансового директора ответил, что по большому счету ничего не меняется. В первую очередь было ограничено число уникальных запросов, так как "надо экономить не только в финансовом смысле, но и в коммуникациях". Если раньше, по словам Стеценко, дирекции позволяли себе направлять в хранилище запросы "ad hoc" в больших количествах, то сейчас специалисты, работающие с хранилищем, фокусируются на отчетности для высшего менеджмента, который в условиях волатильного рынка стал основным пользователем системы. Главная задача, решаемая в текущий период, — оценка эффективности бизнеса.

"Всякие исследования тенденций сейчас не имеют никакого смысла, потому что рынок каждый день уходит то в плюс, то в минус, — заявил Стеценко. — Становится абсолютно бессмысленным делать выводы, например, об эффективности привлечений за вчерашний день. Но зато даже на этом волатильном рынке мы видим картину и динамику разных компаний, а также можем оценивать собственные позиции". Информация из хранилища является хорошим подспорьем при составлении бюджетов и подготовке стратегических маркетинговых планов, добавил представитель "Альфа-Капитала".

Продолжая развивать информационно-аналитическую систему, "Альфа-Капитал" планирует внедрить систему оценки эффективности управления на основе сбалансированных показателей, реализуя ее средствами Business Objects. Сейчас этот проект приостановлен, однако, по словам заместителя финансового директора, как только ситуация на финансовом рынке станет благоприятной, компания сразу возобновит его реализацию.


Теги: