Искать по-французски




"Одеон-АСТ" представляет своего нового партнера - компанию Exalead

10:24 03.10.2008   |   1298 |  Леонид Черняк |



Франсуа Бурдонкль: "Наша основная цель состоит в том, чтобы позволить разработчикам создавать приложения, эффективно работающие с неструктурированным контентом" Французская компания Exalead с недавнего времени стала новым партнером российской компании "Одеон-АСТ", специализирующейся на корпоративных поисково-аналитических системах. Первым практическим результатом сотрудничества оказалась адаптированная к синтаксису и морфологии русского языка поисковая система корпоративного уровня Exalead one:enterprise. В портфеле Exalead существует также персональная версия Exalead one:desktop и версия Exalead one:datacenter, рассчитанная на ЦОД. В дополнение к ним Exalead предоставляет общедоступную поисковую машину, осуществляющую поиск в пространстве Web. Все они, за исключением Exalead one:enterprise, пока не русифицированы.

Широта продуктового спектра отличает Exalead от конкурентов, специализирующихся на корпоративном поиске, таких как Autonomy, FAST (куплена в 2008 году корпорацией Microsoft) или Endeca. Эту специфику деятельности компании задает ее директор Франсуа Бурдонкль, признанный одним из самых сильных в мире специалистов по поиску. С 1995 года Бурдонкль участвовал в разработке поисковой машины Alta Vista, которая когда-то была поисковиком номер один. Как поисковая система Alta Vista еще жива, но после того, как канула в Лету поддерживавшая ее компания Digital Equipment, она влачит жалкое существование. В изменившихся обстоятельствах Бурдонкль вернулся на родину, поначалу занимаясь теорией и разработкой новых методов поиска, а с 2000 года возглавил вновь созданную компанию. Ее появлению на свет способствовало решение французского правительства и лично президента Жака Ширака, который стал инициатором европейского проекта Quaero, призванного уменьшить зависимость от заокеанских технологий. Помимо обычного текстового поиска Quaero обещает обеспечить еще и поиск в мультимедийном пространстве, Exalead участвует в этом проекте наряду с такими крупными компаниями, как Tompson и France Telecom. Универсализм возглавляемой им компании Бурдонкль объясняет так: "Сначала мы создавали убийцу для Alta Vista, потом, когда в лидеры вышел Google, - убийцу для него. Но в какой-то момент решили специализироваться на корпоративном поиске. Однако в конечном итоге добавили поиск в Web и в ПК, в итоге получилась универсальная поисковая платформа".

Чтобы оценить место Exalead в мире, стоит обратиться к данным компании Alternative Search (http://www.altsearchengines.com/). Эти данные свидетельствуют, что в мире насчитывается примерно 1400 поисковых машин, но используются они крайне неравномерно: на Google приходится 70% от "общего пирога", на Yahoo! - 20%, на LiveSearch – 6% и Ask.com 4%, все остальные считаются альтернативными. В этой группе Exalead - один из признанных лидеров, это очень неплохая позиция.

Своеобразие технологической политики отмечено несколькими обстоятельствами. Во-первых, работа с исходными данными не сводится только лишь к индексации с последующим поиском. Сама себя Exalead позиционирует себя как компания, работающая с информацией. Не случайно журнал KMWorld (Knowledge Management World) назвал Exalead в числе лидеров, формирующих основные тенденции в области работы с информацией и знаниями, отметив, что решения компании, обеспечивающие выделение полезной информации и очистку данных, удивляют скоростью и эффективностью. Продукты Exalead можно использовать не просто для поиска нужных документов, но и для получения новых знаний; в какой то мере они представляют собой шаг по направлению к использованию компьютеров в качестве инструмента, расширяющего интеллектуальные возможности человека. Этот подход возвращает нас к работам Дага Энгельбарта и других незаслуженно забытых классиков. Он может быть чрезвычайно полезен в тех областях человеческой деятельности, где неструктурированные данные содержат не меньше информации, чем базы данных. Выступивший на встрече с журналистами вице-президент Exalead Морган Циммерман привел удачный пример. Допустим, поглощается компания, на что должно в первую очередь смотреть новое руководство? По традиции, можно обратиться к цифровым отчетам, но он думает, что больше можно получить, если проанализировать электронную почту и другие текстовые документы.

Бурдонкль объясняет происходящее следующим образом: "Наша цель не сводится к поиску по ключевому слову. Мы хотим помочь людям просматривать полученное и осуществлять навигацию в результатах. Мы называем это search by serendipity, то есть поиск с элементами интуитивной прозорливости. Когда вы начинаете поиск, то не всегда можете знать нужные слова, можете делать какие-то ошибки, однако вам требуется, чтобы в конечном итоге вы получили недостающее вам знание".

Возможность для поиска информации в данных обеспечивается тем, что внутри Exalead one создается собственная база данных, пополняемая в режиме реального времени, причем механизм ее пополнения имеет способность к самообучению, он ранжирует источники по частоте обновления. Средства для работы с этой базой существенно проще, чем SQL. Еще одна технологическая особенность продуктов семейства Exalead one заключается в том, что они изначального ориентированы на 64-разрядную архитектуру.

В четвертом квартале текущего года Exalead выводит на рынок семейство продуктов CloudView, состоящее из CloudView OEM и CloudView Search. Оно является следующим шагом в эволюции Exalead one:enterprise, отличается лучшей приспособленностью к условиям, когда необходимый контент расположен не только на устройствах за корпоративными защитными экранами, но и "снаружи". В нем отражается наметившийся переход от хранения данных в локальных хранилищах к "облакам данных" (data cloud).


Теги: