Подробнее об основных возможностях и подводных камнях управления бизнес-процессами
Согласно данным недавнего отчета компании IDC, более половины инвестиций в проекты цифровой трансформации будет направлено на инновации в операционных моделях. Вторым по объемам инвестиций направлением станет поддержка взаимодействия с клиентами, партнерами и сотрудниками, а также персонализация товаров и услуг.
Платформа IBM Operational Decision Manager значительно превосходит возможности BPM-решений прежних поколений |
Так или иначе, успех цифровой трансформации будет зависеть от способности предприятия быстро модифицировать имеющиеся бизнес-процессы и развертывать новые, необходимые для создания инновационных операционных моделей и новых возможностей для своих клиентов и контрагентов. И, как это ни покажется удивительным, инструменты для этого уже есть – это системы управления бизнес-процессами (Business Process Management, BPM). Они позволяют моделировать и исполнять бизнес-процессы, а также оценивать их эффективность. Ключевая идея BPM заключается в том, чтобы выстраивать и совершенствовать бизнес-процессы не от случая к случаю, реализуя соответствующие проекты, а непрерывно по мере необходимости, как процесс.
Несмотря на то, что решения класса BPM появились достаточно давно, серьезный спрос на них возник относительно недавно – после начала глобального экономического кризиса 2008 года, когда бизнес обнаружил, что эпоха перемен становится «естественной средой обитания» для участников современных рынков: чтобы предприятие имело возможность быстро адаптироваться к новым реалиям, необходимо, чтобы оно было гибким, способным изменяться практически непрерывно, чтобы успевать за динамикой условий и требований, в которых приходится работать.
Катализаторами эпохи перемен в бизнесе стали процессы уберизации: мир бизнеса захлеснуло цунами, которое подняли компании-«выскочки», такие как Uber, Airbnb, Amazon, Tesla и пр., – они очень быстро превратились из стартапов в очень серьезных игроков своих сегментов рынков, подобно взрыву разрушивших прежние устои и бизнес-модели и навязавших миру свои подходы и стандарты. «Старожилам» рынков, чтобы уцелеть, пришлось спешно подстраиваться под новые условия, осуществляя цифровую трансформацию. На помощь им пришло дополнительное решение для управления бизнес-процессами – IBM Operational Decision Manager (ODM).
Эта платформа значительно превосходит возможности BPM-решений прежних поколений: в ODM логика принятия решений становится видимой, управляемой и измеряемой. Пользовательский интерфейс системы позволяет описывать бизнес-правила в терминах естественного языка, быстро модифицировать их, проверять корректность внесенных изменений и внедрять в продуктивную среду, обеспечивая таким образом необходимую гибкость и адаптивность к динамике рынка. Безопасность изменений бизнес-правил обеспечивается в том числе за счет использования ролевого подхода: пользователи имеют возможность управлять бизнес-процессами в соответствии с ролевыми моделями, которые за ними закреплены. Кроме того, в ODM встроены управление циклами выпуска обновлений бизнес-процессов, функции их тестирования и моделирования, а также имеется система отчетности о хронологии событий.
На гребне волны цифровой трансформации в бизнес пришли и некоторые классы систем искусственного интеллекта, в частности, системы и сервисы машинного обучения. С их помощью удается существенно улучшить глубину анализа данных и поведения сущностей, которые эти данные описывают: бизнес-процессов, клиентов, производственных объектов, участников рынка и пр. Уже сегодня машинное обучение активно применяется для решения сложных задач управления на производстве, в маркетинге, логистике, в обеспечении безопасности, причем не только для улучшения понимания того, с чем приходится сталкиваться сейчас, но и точного прогнозирования того, что будет происходить в скором будущем. Основанные на машинном обучении системы уже скоро станут активными участниками процессов принятия решений, особенно тех, где требуется реагирование в реальном времени.